Page 71 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 71
7. Общеобразовательное учреждение как институт
гражданско-патриотического воспитания
Школа единственный социальный институт, через который проходят все
граждане России. Опыт школьной жизни один из важнейших в социальном опыте
личности, и сложившееся в этот период отношение к жизни, окружающим людям,
духовным ценностям, гражданским правам и обязанностям является в дальнейшем
определяющим на протяжении всей биографии человека. Как писал Л.С.
Выготский, «...характер воспитания человека всецело определяется той
общественной средой, в которой он растёт и развивается», и всякая попытка
«построения идеалов воспитания в социально противоречивом обществе есть
утопия, потому что... единственным воспитательным фактором, устанавливающим
новые реакции ребёнка, является социальная среда, и до тех пор, пока она будет
таить в себе неразрешимые противоречия, последние будут вызывать трещины в
самом хорошо задуманном и одушевлённом воспитании».97 Речь идёт о влиянии
образовательной среды на формирование личностных качеств обучающихся, в том
числе и таких, как патриотизм и гражданственность. Воспитание этих качеств
невозможно в условиях порабощения личности обучающихся, в узких рамках
чрезмерной опеки и контроля.
Воспитательная среда образовательного учреждения влияет и на
других субъектов образовательного процесса педагогов и родителей. Можно с
полной уверенностью констатировать, что гражданско-патриотические качества
личности развиваются и у этих субъектов в ходе совместной с учащимися
деятельности созидательного, творческого плана.
Дети и их родители, педагоги и другие работники образовательных
учреждений это граждане России, но не каждый занимает гражданскую
позицию. Позиция гражданина России, по мнению И.А. Колесниковой и
Н.И. Элиасберг, предполагает причастность к судьбе Отечества, принятие на
себя моральной ответственности за её прошлое, настоящее и будущее, которое,
как показывает исторический опыт, разноречиво, неоднозначно, а значит,
требует выбора при нравственной оценке тех или иных событий, деяний
общественных и политических деятелей; поиска форм активного участия в
развитии своей страны, отвечающих моральным нормам и требованиям
современного общества.98
Изучение отдельных предметов с акцентированием внимания на темах
гражданско-патриотической направленности, участие в общественной жизни
образовательного учреждения, включённость в социальную жизнь микрорайона,
города (села) способствуют развитию целого комплекса культур (компетенций)
обучающихся: правовой, политической, духовно-нравственной, экономической,
культуры безопасности и др.
Приоритетом первой ступени образования должно стать приобщение
детей к чтению литературы как одному из наиболее действенных средств
97 Выготский Л. Педагогическая психология / Л. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. М.:
АСТ: Астрель, 2010. С. 248, 277.
98 См.: Колесникова И. А., Элиасберг Н. И. Этика и право в школьном образовании /
Современные подходы к этическому образованию в школе: Концепция: учебные
программы. СПб., 1997. С. 17.
70