Page 65 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 65

очень часть используется как синоним к терминам «принцип», «прием»,
«средство» и др.

           Педагогический опыт автора методического пособия позволяет
выделить методы, наиболее актуальные для процесса гражданско-
патриотического воспитания:

           метод убеждения (обращение к разуму и логике человека, разъяснение
обучающимся сути явлений, необходимости тех ли иных действий, объяснение
социальной и личностной значимости решения того или иного вопроса);

           метод внушения (обращение к чувствам, готовности обучающихся
выполнять те или иные требования, основанные на их доверии к педагогу);

           метод педагогического требования (выдвижение перед обучающимися
конкретной, реальной задачи, которую предстоит выполнить в процессе той или
ной деятельности);

           метод приучения (культивирование у воспитанника способности к
организованным действиям и разумному поведению как условию становления
основ нравственности и устойчивых форм поведения);

           метод поощрения (эмоциональное в форме одобрения, похвалы и
формальное в виде благодарностей, грамот, сертификатов поощрение
деятельности воспитанников);

           метод стимулирования (побуждение, толчок к мысли, чувству,
действию; поощрение инициативы; организация соревнования на основе
товарищеской взаимопомощи и доброжелательности);

           метод примера (предъявление позитивного убедительного образца для
подражания; обращение к личности, образу жизни, манере поведения и
поступкам которой можно следовать);

           метод личного примера (демонстрация педагогом тех личностных
позитивных качеств, которые обучающиеся стремились бы в себе развивать);

           метод коллективного дела (включение группы воспитанников в
процесс решения значимой конструктивной задачи, связанной с развитием
гражданских качеств личности);

           метод проектной деятельности (организация проектной деятельности
обучающихся с целью развития навыков познания действительности);

           метод сотрудничества (см. принцип сотрудничества на с. 66).96
           Реализация задач гражданско-патриотического воспитания возможна
также при соблюдении целого ряда педагогических условий, отражающих
принципиальные отличия современной системы воспитания от
предшествующей. К таким условиям необходимо отнести:
            соответствие педагогических средств содержанию гражданско-
патриотического воспитания в современных условиях; в частности, любые
нововведения в образовательном процессе должны оцениваться с точки зрения
их педагогической целесообразности, непротиворечивости основаниям
культуры и традициям страны, региона, места проживания, совместимости с

96 См.: Бордовская Н. В. Педагогика: Учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. –
СПб: Питер, 2007. – С. 42–43; Ильин Е. П. Психология для педагогов. – СПб.: Питер,
2012. – С. 88; Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред.
Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – С. 332; и др.

                                             64
   60   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70