Page 61 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 61
Третья ступень принятие личностью культуры и духовных традиций
многонационального народа Российской Федерации, укоренённость в
этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего
происхождения и начальной социализации.
Четвёртая ступень высшая ступень духовно-нравственного
развития личности, обретшей российскую гражданскую идентичность,
осваивающей культурные богатства своей страны и многонационального народа
РФ, осознающей их особенности, взаимосвязанность и значимость в судьбе
России.91
В какой-то мере указанные ступени соответствуют взглядам историка и
писателя Н.М. Карамзина, который выделял следующие разновидности любви к
Отечеству:
физическую любовь, то есть привязанность к месту своего
рождения, малой родине;
нравственную, то есть любовь к согражданам, с которыми
человек растет, воспитывается и живёт;
любовь политическую, то есть «любовь ко благу и славе
Отечества и желание способствовать им во всех отношениях».92
В целом в Концепции определяется современный национальный
воспитательный идеал высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Понятийное поле 93
Базовые национальные ценности основные моральные ценности,
приоритетные нравственные установки, существующие в культурных,
семейных, социально-исторических, религиозных традициях
многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от
поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в
современных условиях.
Гражданственность осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства.
Духовно-нравственное развитие личности осуществляемое в процессе
социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-
смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и
91 Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. 3-е изд. М.:
Просвещение, 2013. С. 911.
92 Савотина Н. А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования //
Педагогика. 2002. № 4. С. 41.
93 См.: Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010. С. 7, 8,
9, 11; Новейший социологический словарь. Минск: Книжный дом, 2010. С. 903, 947;
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – С. 389, 780; 867.
60