Page 64 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 64
природосообразности (учёт возрастных особенностей, состояния
здоровья, пола, уровня развития ребёнка с целью избежания разрушительного
влияния педагогического насильственного давления);
социосообразности (включение обучающихся в разнообразные
социальные среды, приобретение ими активных системных комплексных
знаний, применимых в профессиональной деятельности на пользу общества);
культуросообразности (максимальное использование в
образовании культуры среды: нации, общества, региона, страны; формирование
личности ребёнка в рамках национальной культуры);
субъект-субъектного подхода (ведущая роль совместных,
диалогических форм организации деятельности педагогов и обучающихся);
социально-педагогического партнёрства (выстраивания
педагогически целесообразных партнерских отношений образовательных
организаций с различными субъектами социализации: семьёй, общественными
организациями, учреждениями культуры, спорта, СМИ);
систематичности (соблюдение логических связей в
образовательном процессе, организация педагогического процесса в
неразрывной последовательности воспитательных шагов);
открытости (привлечение к участию в воспитательном процессе
всех заинтересованных лиц, организаций, государственных и частных структур);
системно-деятельностного подхода (формирование готовности к
саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и
конструирование социальной среды развития; активная учебно-познавательная
деятельность обучающихся; возможность приобретения социального опыта,
опыта практической деятельности);
социальной востребованности (возможность получить знания о
тех или иных ценностях и возможности для совершения гражданских и
нравственных поступков);
персонализации (процесс обретения человеком
общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально-неповторимых
свойств и качеств, позволяющих самостоятельно и самобытно выполнять
определённую социальную роль, творчески общаться, активно влиять на
восприятие людьми себя и оценку собственной личности и деятельности);
сотрудничества (организация совместной деятельности детей и
взрослых на основе межсубъектных связей, диалогичности взаимодействия,
преобладания эмпатии в межличностных отношениях);
проектности (широкое участие детей и взрослых в разработке и
реализации проектов социальной, художественной, исследовательской,
практико-ориентированной и других направленностей).
Методы воспитания – это совокупность наиболее общих способов
решения воспитательных задач и осуществления воспитательных
взаимодействий.95 В педагогической литературе эти методы классифицируются
по различным основаниям. К примеру, в системах авторитарного воспитания
предпочтение отдается методам внушения, наказания, приказания, требования;
демократическому стилю воспитания свойственны убеждение, приучение,
поощрение, личный пример и др. Можно отметить и то, что термин «метод»
95 Педагогический энциклопедический словарь. – С. 141.
63