Page 64 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 64

 природосообразности (учёт возрастных особенностей, состояния

здоровья, пола, уровня развития ребёнка с целью избежания разрушительного

влияния педагогического насильственного давления);

 социосообразности (включение обучающихся в разнообразные

социальные среды, приобретение ими активных системных комплексных

знаний, применимых в профессиональной деятельности на пользу общества);

 культуросообразности (максимальное использование в

образовании культуры среды: нации, общества, региона, страны; формирование

личности ребёнка в рамках национальной культуры);

 субъект-субъектного подхода (ведущая роль совместных,

диалогических форм организации деятельности педагогов и обучающихся);

 социально-педагогического партнёрства (выстраивания

педагогически целесообразных партнерских отношений образовательных

организаций с различными субъектами социализации: семьёй, общественными

организациями, учреждениями культуры, спорта, СМИ);

 систематичности (соблюдение логических связей в

образовательном процессе, организация педагогического процесса в

неразрывной последовательности воспитательных шагов);

 открытости (привлечение к участию в воспитательном процессе

всех заинтересованных лиц, организаций, государственных и частных структур);

 системно-деятельностного подхода (формирование готовности к

саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и

конструирование социальной среды развития; активная учебно-познавательная

деятельность обучающихся; возможность приобретения социального опыта,

опыта практической деятельности);

 социальной востребованности (возможность получить знания о

тех или иных ценностях и возможности для совершения гражданских и

нравственных поступков);

 персонализации                   (процесс             обретения  человеком

общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально-неповторимых

свойств и качеств, позволяющих самостоятельно и самобытно выполнять

определённую социальную роль, творчески общаться, активно влиять на

восприятие людьми себя и оценку собственной личности и деятельности);

 сотрудничества (организация совместной деятельности детей и

взрослых на основе межсубъектных связей, диалогичности взаимодействия,

преобладания эмпатии в межличностных отношениях);

 проектности (широкое участие детей и взрослых в разработке и

реализации проектов социальной, художественной, исследовательской,

практико-ориентированной и других направленностей).

Методы воспитания – это совокупность наиболее общих способов

решения воспитательных задач и осуществления воспитательных

взаимодействий.95 В педагогической литературе эти методы классифицируются

по различным основаниям. К примеру, в системах авторитарного воспитания

предпочтение отдается методам внушения, наказания, приказания, требования;

демократическому стилю воспитания свойственны убеждение, приучение,

поощрение, личный пример и др. Можно отметить и то, что термин «метод»

95 Педагогический энциклопедический словарь. – С. 141.

                                             63
   59   60   61   62   63   64   65   66   67   68   69