Page 63 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 63
6. Основные принципы, методы, условия, направления
и содержание гражданско-патриотического воспитания
в системе общего и дополнительного образования
6.1. Основные принципы, методы и условия
гражданско-патриотического воспитания 94
Слово «принцип» (лат. principium основа, начало) означает основное,
исходное положение какой-либо теории, учения и т.д. или руководящую идею,
основное правило деятельности. Такие правила существуют и в образовании.
Если говорить о принципах обучения, то в их числе традиционно выделяют
принципы развивающего обучения, научности, систематичности и
последовательности, сознательности и творческой активности, наглядности,
прочности усвоения знаний и др. В сфере воспитания педагогические словари
выделяют принципы гуманизации, природосообразности,
культуросообразности, незавершённости воспитания, вариативности,
коллективности социального воспитания, развития личности, диалогичности
социального воспитания и др.
Из всего многообразия педагогических принципов мы выделили те,
которые более всего помогают решать задачи гражданско-патриотического
воспитания. Это принципы:
вариативности, свободы и плюрализма (возможность выбора
форм активности, позволяющих субъектам образовательного процесса
осуществлять выбор деятельности в соответствии с собственными интересами,
способностями и потребностями);
гуманизации (социальная защита человека, очеловечивание
отношений субъектов образовательного процесса, приоритет общечеловеческих
ценностей);
демократизации (реализация в системе образования
неотъемлемых прав человека, приобщение его к общечеловеческим ценностям,
формирование духа взаимопонимания, уважение чужих взглядов).
интеграции общего и дополнительного образования
(непрерывность образования, формирование единого образовательного
пространства, решение общих воспитательных задач в системе общего и
дополнительного образования, расширение и обогащение учебно-
воспитательного пространства в микросоциуме);
интериоризации (фр. interiorisation переход извне внутрь, лат.
interior внутренний) (формирование внутренних структур человеческой
психики посредством усвоения внешней социальной деятельности).
единства обучения и воспитания (направленность обоих
процессов на формирование и развитие личности);
94 См.: Педагогический энциклопедический словарь /гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.:
М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая российская
энциклопедия, 2002. С. 108, 217218; Современный словарь иностранных слов. М.:
Рус. яз., 1992. С. 490; и др.
62