Page 63 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 63

6. Основные принципы, методы, условия, направления
и содержание гражданско-патриотического воспитания

    в системе общего и дополнительного образования

                6.1. Основные принципы, методы и условия
                гражданско-патриотического воспитания 94

Слово «принцип» (лат. principium  основа, начало) означает основное,

исходное положение какой-либо теории, учения и т.д. или руководящую идею,

основное правило деятельности. Такие правила существуют и в образовании.

Если говорить о принципах обучения, то в их числе традиционно выделяют

принципы развивающего обучения, научности, систематичности и

последовательности, сознательности и творческой активности, наглядности,

прочности усвоения знаний и др. В сфере воспитания педагогические словари

выделяют     принципы            гуманизации,    природосообразности,

культуросообразности, незавершённости воспитания, вариативности,

коллективности социального воспитания, развития личности, диалогичности

социального воспитания и др.

Из всего многообразия педагогических принципов мы выделили те,

которые более всего помогают решать задачи гражданско-патриотического

воспитания. Это принципы:

 вариативности, свободы и плюрализма (возможность выбора

форм активности, позволяющих субъектам образовательного процесса

осуществлять выбор деятельности в соответствии с собственными интересами,

способностями и потребностями);

 гуманизации (социальная защита человека, очеловечивание

отношений субъектов образовательного процесса, приоритет общечеловеческих

ценностей);

 демократизации (реализация в системе образования

неотъемлемых прав человека, приобщение его к общечеловеческим ценностям,

формирование духа взаимопонимания, уважение чужих взглядов).

 интеграции общего и дополнительного образования

(непрерывность образования, формирование единого образовательного

пространства, решение общих воспитательных задач в системе общего и

дополнительного образования, расширение и обогащение учебно-

воспитательного пространства в микросоциуме);

 интериоризации (фр. interiorisation  переход извне внутрь, лат.

interior  внутренний) (формирование внутренних структур человеческой

психики посредством усвоения внешней социальной деятельности).

 единства обучения и воспитания (направленность обоих

процессов на формирование и развитие личности);

94 См.: Педагогический энциклопедический словарь /гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.:
М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др.  М.: Большая российская
энциклопедия, 2002.  С. 108, 217218; Современный словарь иностранных слов.  М.:
Рус. яз., 1992.  С. 490; и др.

                                             62
   58   59   60   61   62   63   64   65   66   67   68