Page 56 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 56

совести и вероисповедания.90 В силу того, что в последнем определении даны

признаки демократического и правового государства, а не качества и свойства
личности, попробуем более детально расшифровать смысл понятия
«гражданственность». Представляется, что авторы Концепции подразумевали
под ним не только служение Отечеству, но и направленность личности на

высшие ценности и нормы общества и государства, ответственность гражданина
за свой выбор, поведение и самореализацию.

           С полной уверенностью можно говорить о том, что все указанные в
Концепции базовые ценности могут рассматриваться в качестве составных

признаков личности, обладающей гражданско-патриотическими качествами,
проявляющимися в определённом отношении к чему-либо (кому-либо).

   Базовая ценность и её      Проявление гражданско-патриотических
нравственные основания                         качеств личности

Патриотизм                   уважение к историческому прошлому
(любовь к России, к своему  России, героическим страницам её истории;
народу, к своей малой        понимание общности судьбы народов,
родине, служение            населявших и населяющих Россию;
Отечеству)                   осознание противоречивости исторических
«Патриотизм, чей бы то ни   процессов, осмысленное отношение к
был, доказывается не        «трудным» периодам отечественной истории;
словом, а делом»             понимание смысла и уважительное
(В.Г. Белинский)            отношение к государственным символам России
                            (герб, флаг, гимн), региональной символике;
                             интерес к государственным праздникам,
                            памятным датам, важным событиям в жизни
                            России, региона, конкретного места проживания;
                             осмысленно-критическое отношение к
                            известным деятелям прошлого и настоящего;
                             чувство гордости за достижения своего
                            народа, своей страны;
                             интерес к истории и культуре родного края;
                             уважительное отношение к участникам войн,
                            людям труда;
                             уважение к национальным традициям и
                            обычаям;
                             любовь к малой родине, своему
                            образовательному учреждению;
                             готовность защищать Родину от любых
                            посягательств

Социальная солидарность  сохранение личного достоинства и уважение

(свобода личная и           к достоинству другого человека;

90 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России.  М.: Просвещение, 2010.  С. 7, 18.

                                             55
   51   52   53   54   55   56   57   58   59   60   61