Page 56 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 56
совести и вероисповедания.90 В силу того, что в последнем определении даны
признаки демократического и правового государства, а не качества и свойства
личности, попробуем более детально расшифровать смысл понятия
«гражданственность». Представляется, что авторы Концепции подразумевали
под ним не только служение Отечеству, но и направленность личности на
высшие ценности и нормы общества и государства, ответственность гражданина
за свой выбор, поведение и самореализацию.
С полной уверенностью можно говорить о том, что все указанные в
Концепции базовые ценности могут рассматриваться в качестве составных
признаков личности, обладающей гражданско-патриотическими качествами,
проявляющимися в определённом отношении к чему-либо (кому-либо).
Базовая ценность и её Проявление гражданско-патриотических
нравственные основания качеств личности
Патриотизм уважение к историческому прошлому
(любовь к России, к своему России, героическим страницам её истории;
народу, к своей малой понимание общности судьбы народов,
родине, служение населявших и населяющих Россию;
Отечеству) осознание противоречивости исторических
«Патриотизм, чей бы то ни процессов, осмысленное отношение к
был, доказывается не «трудным» периодам отечественной истории;
словом, а делом» понимание смысла и уважительное
(В.Г. Белинский) отношение к государственным символам России
(герб, флаг, гимн), региональной символике;
интерес к государственным праздникам,
памятным датам, важным событиям в жизни
России, региона, конкретного места проживания;
осмысленно-критическое отношение к
известным деятелям прошлого и настоящего;
чувство гордости за достижения своего
народа, своей страны;
интерес к истории и культуре родного края;
уважительное отношение к участникам войн,
людям труда;
уважение к национальным традициям и
обычаям;
любовь к малой родине, своему
образовательному учреждению;
готовность защищать Родину от любых
посягательств
Социальная солидарность сохранение личного достоинства и уважение
(свобода личная и к достоинству другого человека;
90 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010. С. 7, 18.
55