Page 52 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 52

9. Девальвация института семьи. В самом эпицентре
разрушительного воздействия формировавшихся рыночных механизмов в
постсоветский период оказалась семья, традиционно являющаяся институтом
сохранения генетической связи поколений, патриотической ментальности
народов в оригинальном сочетании их этнических и религиозных особенностей
средством защиты ребёнка от агрессивности окружающей среды. В
современной семье ребёнок всё меньше приобщается к азам любви к своему
родному дому, микросоциуму, малой родине.

           Исследования различного рода показывают, что среди ценностных
ориентиров современной молодёжи семья занимает достаточно высокое место,
однако это касается семьи, в которой молодой человек родился и вырос.
Собственную семью молодые люди создавать не спешат, и всё это сочетается с
одновременной пропагандой свободной любви без ответственности перед
потомством. Как пишет академик Н.Д. Никандров, в результате этого треть
детей в России рождается вне брака, в то время как 20 лет назад вне брака
рождался один ребёнок из двадцати.77 Дети из неполных семей не ущемлены в
юридических правах, однако получают меньше заботы и материальных благ.

           Всё больше семей становятся малодетными, что не только
актуализирует демографические проблемы в нашей стране, но и приводит к
воспитательным «провалам», когда единственный ребёнок в семье вырастает
эгоистом, не готовым брать на себя ответственность за себя, своих родителей,
будущих детей. Н.Д. Никандров отмечает и тот факт, что 40% детей в России

рождаются с отклонениями, из них до 20%  с психическими, и запас здоровья у
каждого последующего поколения меньше, чем у предыдущего.78

           10. Принижение роли человека труда. Отношение к труду всегда
считалось в России одним из важнейших показателей нравственного здоровья
человека и средством достижения счастливой жизни («дело человеком ставится,

человеком и славится», «Землю красит солнце, а человека  труд», «работа и
труд всё перетрут», «кто любит труд, того люди чтут», «старание и труд к
счастью ведут» и т.д.79).

           В советское время патриотом считался человек труда, который родился,
«чтоб сказку сделать былью». Под трудом подразумевалась «целесообразная
деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий
производства материальных и духовных ценностей».80 Добросовестный труд на
благо общества провозглашался одним из принципов «Морального кодекса
строителя коммунизма». Существовали и такие понятия, как трудовая доблесть,
трудовая честь и т.п. Успешным человеком считался передовик производства,
рационализатор и изобретатель, фотография которого была представлена на
«Доске почёта», а не человек, имеющий много денег.

           В настоящее время ценность труда, прежде всего труда, направленного
на создание материальных ценностей, не является ценностью в традиционном

77 Никандров Н. Д. Православные традиции, семья и школа в современной России //

Педагогика.  2005.  № 1. С. 6.
78 Там же. С. 7.
79 См.: Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок: около 1200 пословиц и

поговорок.  4-е изд., испр. и доп.  М.: Рус. яз., 1991.
80 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.  М.: АЗЪ, 1994. 
С. 802.

                                             51
   47   48   49   50   51   52   53   54   55   56   57