Page 54 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 54

гражданственности, обладают правом учить таковой. Реалии настоящего дня
позволяют сделать вывод о том, что в условиях до предела
бюрократизированной российской школы процесс гражданско-патриотического
воспитания осложнён именно тем, что педагоги не проявляют необходимой
активности в отстаивании своих прав и свобод. 83 Вместе с тем, несвободный
педагог не может воспитать свободного ученика. Как отмечал в свое время С.
Соловейчик, «...Чтобы вырасти свободным, ребёнок с детства должен видеть
рядом с собой свободных людей, и в первую очередь  свободного учителя.
Поскольку внутренняя свобода не прямо зависит от общества, всего лишь один
учитель может сильно повлиять на талант свободы, скрытый в каждом
ребёнке...».84

           Таким образом, можно отметить, что успех в деле гражданско-
патриотического воспитания детей и молодёжи зависит не столько от
образовательного учреждения, сколько от более серьёзных факторов:
социально-экономического развития российского государства и его
международного статуса, уровня общей культуры россиян, взаимоотношений
различных этносов и конфессий, состояния института семьи, ценностей,
проповедуемых СМИ, и т.д. И, конечно, проблема воспитания патриотизма и
гражданственности как актуальных личностных качеств, являющаяся наиболее
сложной в современных условиях, требует по-настоящему совместных усилий
государственных структур, учреждений образования и культуры, СМИ,
общественных организаций, родителей и др.

83 См. подробнее: Огоновская И. С. О гражданской позиции учителя в условиях
современной российской школы // Российский человек в «разломе эпох»: quo vadis:
материалы XV Международной научно-практической конференции Гуманитарного
университета, 2627 апреля 2012 года: доклады / редколл: Л. А. Закс и др.: в 2 т. 
Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2012.  Т. 1.  С. 381384; Её же. Принцип гуманизма и
тенденции дегуманизации в современном российском образовании // Историческая наука и
историческое образование как факторы гуманизации общества: сб. науч. ст. / ФГБОУ ВПО
«Урал. гос. пед. ун-т», Ин-т истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург, 2012.  Ч. 1. 
С. 5264; Её же. Свободное от бюрократизма российское образование как фактор
консолидации российского общества // Национальная идея в современной России: взгляд в
будущее через прошлое и настоящее: материалы научно-практической педагогической
конференции. Екатеринбург, Гуманитарный университет, 28 июня 2013 г. / под общ. ред. И.
С. Огоновской.  Екатеринбург: АПП «Правовое образование  XXI век», 2013.
84 Соловейчик С. Л. Человек свободный // Дьюи Д. От ребёнка  к миру, от мира  к
ребёнку / сост., вступ. ст. Г. Б. Корнетов.  М.: Карапуз, 2009.  С. 257.

                                             53
   49   50   51   52   53   54   55   56   57   58   59