Page 55 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 55

5. Базовые национальные ценности в системе
             гражданско-патриотического воспитания

         Авторами Концепции духовно-нравственного развития и воспитания

личности гражданина России, заявленной в качестве методологической основы

ФГОС второго поколения, являются трое российских учёных: А.Я. Данилюк,85

А.М. Кондаков,86 В.А. Тишков.87 Ими введено понятие «базовые национальные

ценности», под которыми подразумеваются «основные моральные ценности,

приоритетные нравственные установки, существующие в культурных,

семейных,      социально-исторических,  религиозных    традициях

многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения

к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных

условиях».88

         В качестве основных базовых ценностей содержания духовно-

нравственного развития, воспитания и социализации личности учёными

предложены: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья,

труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и

литература, природа, человечество. По мнению учёных, именно эти ценности

должны:

          лежать в основе уклада школьной жизни (урочной, внеурочной и

внешкольной);

          прививаться обучающимся путём согласованных усилий всех

социальных субъектов  участников воспитания (семьи, общественных

организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений

дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных

российских религиозных объединений);

          способствовать укреплению единства российского образовательного

пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и

социальный динамизм.89

         В контексте проблемы гражданско-патриотического воспитания в

современной школе можно отметить, что патриотизм, социальная солидарность

и гражданственность занимают первые места в иерархии базовых ценностей,

обозначенных в Концепции. Патриотизм авторы данного документа

определяют как любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, как

активную гражданскую позицию, готовность к служению Родине,

гражданственность  как служение Отечеству, правовое государство,

гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свободу

85 Данилюк А. Я. доктор пед. наук, профессор, член-корреспондент Российской академии
образования.
86 Кондаков А. М.  доктор пед. наук, профессор, член-корреспондент Российской
академии образования.

87 Тишков В. А.  уроженец п. Нижние Серги Свердловской области, доктор ист. наук,
профессор, академик Российской академии наук, директор Института этнологии и
антропологии РАН.
88 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России.  М.: Просвещение, 2010.  С. 8.

89 Там же. С. 1819.

                                             54
   50   51   52   53   54   55   56   57   58   59   60