Page 55 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 55
5. Базовые национальные ценности в системе
гражданско-патриотического воспитания
Авторами Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, заявленной в качестве методологической основы
ФГОС второго поколения, являются трое российских учёных: А.Я. Данилюк,85
А.М. Кондаков,86 В.А. Тишков.87 Ими введено понятие «базовые национальные
ценности», под которыми подразумеваются «основные моральные ценности,
приоритетные нравственные установки, существующие в культурных,
семейных, социально-исторических, религиозных традициях
многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения
к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных
условиях».88
В качестве основных базовых ценностей содержания духовно-
нравственного развития, воспитания и социализации личности учёными
предложены: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья,
труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и
литература, природа, человечество. По мнению учёных, именно эти ценности
должны:
лежать в основе уклада школьной жизни (урочной, внеурочной и
внешкольной);
прививаться обучающимся путём согласованных усилий всех
социальных субъектов участников воспитания (семьи, общественных
организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений
дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных
российских религиозных объединений);
способствовать укреплению единства российского образовательного
пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и
социальный динамизм.89
В контексте проблемы гражданско-патриотического воспитания в
современной школе можно отметить, что патриотизм, социальная солидарность
и гражданственность занимают первые места в иерархии базовых ценностей,
обозначенных в Концепции. Патриотизм авторы данного документа
определяют как любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, как
активную гражданскую позицию, готовность к служению Родине,
гражданственность как служение Отечеству, правовое государство,
гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свободу
85 Данилюк А. Я. доктор пед. наук, профессор, член-корреспондент Российской академии
образования.
86 Кондаков А. М. доктор пед. наук, профессор, член-корреспондент Российской
академии образования.
87 Тишков В. А. уроженец п. Нижние Серги Свердловской области, доктор ист. наук,
профессор, академик Российской академии наук, директор Института этнологии и
антропологии РАН.
88 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010. С. 8.
89 Там же. С. 1819.
54