Page 51 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 51

имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не враждебны к чужой
национальности, к чужому мнению и не агрессивны».73

           Культурологи и социологи с тревогой констатируют: огромная часть
населения России остаётся вне искусства и находится на катастрофически
низком уровне художественного развития. Около 90% жителей села и 80%
горожан не бывают на спектаклях, в художественных музеях и на выставках,
75% не посещают музыкальные концерты, 35% горожан и около 70% селян
практически не читают художественную литературу. В конечном счёте, почти
90% граждан России пребывают в состоянии крайней эстетической
неразвитости.74 Основным средством приобщения к культуре для большинства
населения стало телевидение, к сожалению, утратившее свою воспитательную
роль. Вместе с тем учёные уже давно доказали, что человек с неразвитыми
духовными структурами личности, как правило, не может в высшем смысле
понять главную ценность – ценность самого человека, создающего культуру.
Принижение Человека в человеке – это прямой путь к принижению
человеческого достоинства и нарушению прав человека.

           8. Негативное влияние СМИ на подрастающее поколение.
Современные средства массовой информации вряд ли можно считать
инструментом, способствующим развитию таких качеств личности, как
гражданственность и патриотизм. С сожалением приходится констатировать, что
продукция СМИ (кино, теле- и радиопередачи, видеофильмы, интернет-
порталы) не помогают школе и семье в воспитании патриотов и граждан
Отечества. К примеру, телепередач, в которых в той или иной мере
затрагивались бы важные с точки зрения воспитания указанных качеств
проблемы, и которые были бы интересны школьникам, на телевидении
практически нет. Это подтверждают данные социологического исследования,
проведённого в 2008 г. группой учёных Гуманитарного университета г.
Екатеринбурга. В общем перечне лучших телепередач школьники отметили
только «Колесо истории» (1,29%), «Жди меня» (0,78%), «Человек и закон»
(0,35%). Предпочтения же учащихся были отданы таким телепередачам, как
«Камеди клаб» (21,09%), «Счастливы вместе» (15,21%), «Самый умный»
(13,17%), «Наша раша» (11,36%).75

           Периодической печатью школьники интересуются крайне мало и
предпочитают также издания развлекательного характера.76 Одновременно с
этим можно заметить и крайне скудный интерес прессы к настоящим «героям
нашего времени» (людям производственного труда, представителям военных
специальностей, учителям, врачам и др.).

73 Русское красноречие: хрестоматия и система заданий для учащихся старших классов
общеобразовательных школ / авт.-сост. Купина Н. А., Матвеева Т. В.  Екатеринбург: ИД
«Сократ», 2002.  С. 176.
74 Андрюхина Л. М., Огоновская И. С. Правовая культура в системе ценностей
современного образования // Право и мораль: тезисы докладов и сообщений научно-
практической конференции (23 апреля 2002 г.). – Екатеринбург: Институт развития
регионального образования, 2003. – С. 16.
75 См. подробнее: Зборовский Г. Е., Широкова Е. А., Шуклина Е. А. Телевизионное
образование: опыт социологического исследования: монография.  Екатеринбург:
Гуманитарный университет, 2008.  С. 204209.
76 Вывод сделан автором статьи на основании анкет учащихся СУНЦ УрГУ. 20072012 гг.

                                             50
   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55   56