Page 50 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 50

цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к
государству и социальным институтам.

           Социальный негативизм стал проявляться в межличностных и
межгрупповых взаимодействиях (в неумении и нежелании поддерживать диалог,
сохранять партнёрские отношения, конструктивно участвовать в
образовательном, производственном или управленческом процессе); в
деформировании личностных и социальных отношений к себе (безопасность,
питание, здоровье и др.) и окружающим (ценности, правила, нормы, санкции).71

           5. Обесценение процесса воспитания. В русле идеологии либерализма
в первое десятилетие новой России слово «воспитание» стало почти
ругательным, и любое целенаправленное воздействие на детей и молодежь
воспринималось как нарушение их прав и покушение на их человеческое
достоинство. «Свободное развитие», «саморазвитие» и гипертрофированное
возвеличивание личности исключило возможность какого-либо воздействия на
эту личность, в том числе и позитивного. Именно в это время были утрачены
многие формы воспитательной деятельности, в том числе внеурочной,
школьники остались без идеалов: ушли в прошлое патриоты советского времени
(военачальники, пионеры-герои, комсомольцы, коммунисты и др.). Сам
институт воспитания стал восприниматься как нечто ненужное,
нецелесообразное, анахроничное. В результате старая система воспитания
практически развалилась, роль классных руководителей в школе свелась к сбору
денег и выставлению отметок в дневники, изменилось и отношение многих
педагогов-предметников к одной из основных своих функций  воспитательной.
Роль урокодателя стала устраивать учителя больше, нежели роль наставника и
друга, защитника интересов детей и др.

           6. Утрата понимания истинного значения понятия
«интернационализм». Россия, как и СССР,  страна многонациональная,
однако истинное значение и понимание интернационализма как принципа
солидарности и сотрудничества народов или социальных групп, основанного на
общности их интересов, равноправии и независимости, во многом утрачено.72
Разговоры о толерантности нисколько не сокращают различные фобии в
российском обществе (антисемитизм, кавказофобия, русофобия, синофобия и
др.) Очевидна тенденция дезинтеграции сообщества по этнонациональному,
этноконфессиональному и субкультурному признакам, а также распространение
псевдопатриотизма, идеологи которого разжигают ненависть к чужеродцам. Все
это вполне естественно размывает патриотическую идею национального
единства как единства народа, имеющего одну историю, судьбу, культуру.

           7. Общее падение уровня культуры россиян. Выступая на I съезде
народных депутатов СССР в 1989 г., Д.С. Лихачёв произнёс фразу, вызвавшую
бурные аплодисменты: «Низкая культура нашей страны отрицательно
сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших
межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин

71 См.: Вяземский Е. Е., Следзевский И. В. Гражданское образование в школах Москвы //
Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003.  № 10.  С. 17.
72 Современный словарь иностранных слов.  М.: Издательство «Русский язык», 1992. 
С. 242.

                                             49
   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55