Page 49 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 49

протяжении столетий, прежде всего XX, не было ничего светлого. Рассмотрение
отечественной истории с точки зрения голого критицизма повлияло на
отношение молодёжи не только к советскому периоду, но и к стране в целом и
русскому народу в частности. В 1990-е гг. волна «самобичевания» достигла
невероятной высоты, подтверждая знаменитые слова Ф.М. Достоевского из его
заметок «Два лагеря теоретиков»: «...Народ наш с беспощадной силой
выставляет свои недостатки и перед целым светом готов толковать о своих
язвах, беспощадно бичевать себя. Иногда он даже несправедлив к самому себе 
во имя негодующей любви к правде, к истине».67

           В целом сложилась ситуация, которую когда-то описал В.А.
Ключевский, говоря о влиянии французской беллетристической и философской
литературы, которая не просветляла, а затемняла понимание родной
действительности, в результате чего «непонимание сменялось равнодушием,
перерождавшимся в пренебрежение, ненависть или презрение. Люди считали
несчастьем быть русскими и, подобно Митрофанушке Фонвизина, утешались
только мыслью, что хотя тела их родились в России, но души принадлежали
короне французской».68

           Одновременно с процессом самоунижения и самобичевания
формировалось идеализированное представление о Западе как обществе
материального благополучия и свободы. Уже в 1995 г. мониторинг «Молодёжь
России» показал, что 28% молодых людей возраста 1416 лет хотели бы уехать
из страны, а среди москвичей-старшеклассников только 29,5% опрошенных
отрицательно отнеслись к этой идее.69 Исследования 2000-х гг. показывают, что
тенденция сохраняется, и около трети молодых людей из числа студентов
являются потенциальными эмигрантами, готовыми сменить гражданство. 70

           4. Резкая смена ценностных ориентиров, произошедшая в обществе
в 1990-е гг. На обломках распавшегося Советского Союза возникло новое
российское государство, руководители которого, как и большевики в 1917 г.,
решили многое разрушить «до основания», чтобы «затем» начать строительство
новой России. Период 1990-х гг. стал временем официально провозглашённой
деидеологизации, отказа от всего советско-коммунистического, а по сути и от
социального и культурного опыта многих предшествующих поколений.

           Вместе с тем жизнь показала, что идейного вакуума как такового быть
не может, и на смену одним идеям и ценностям пришли другие. В новой России,
отказавшейся от «заповедей» Морального кодекса строителя коммунизма,
идеалов комсомольской и пионерской организаций, выросло несколько
поколений людей, отвергающих ценности коллективизма, альтруизма, активной
жизненной позиции и принявших ценности индивидуализма, эгоцентризма,
гедонизма. Нормами общественного сознания стали равнодушие («пофигизм»),

67 Лихачёв Д. С. Заветное.  М.: Издательский, образовательный и культурный центр
«Детство. Отрочество. Юность», 2006.  С. 181.
68 Ключевский В. О. Сочинения: в 9 т.  М.: Мысль, 1990.  Т. 9.  С. 3839.
69 См.: Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / отв. ред. проф.
В. И. Шкатулла.  М.: Юристъ, 1998. С. 48.
70 См.: Здерева Г. В. Подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию
школьников // Педагогика.  2004.  № 7.  С. 40; Соколов А. В. Интеллектуально-
нравственная дифференциация современного студенчества // Социологические
исследования.  2005. № 9.  С. 93.

                                             48
   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54