Page 48 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 48

4. Факторы торможения процесса гражданско-
       патриотического воспитания в современной России

           Как видно из предыдущего раздела, на протяжении 2000-х гг.
Президентом, Правительством, системой образования России предпринимались
определённые усилия, направленные на формирование и развитие гражданско-
патриотических качеств россиян. Почему же при всех предпринятых мерах
проблема воспитания этих качеств остаётся одной из самых острых в нашей
стране? Жизненный и педагогический опыт автора данного пособия позволяет
определить несколько значимых факторов, влияющих на процесс гражданско-
патриотического воспитания.

           1. Отсутствие у России статуса великой державы. Граждане СССР
имели традиционно сильное патриотическое сознание, что имело под собой
вполне понятную основу: легко любить страну-сверхдержаву, сильную,
уважаемую, процветающую, со стабильной экономикой. Однако очень трудно
быть патриотом страны, в которой огромное количество несовершенств и
нерешаемых проблем. Для многих россиян, ранее живших в Советском Союзе и
веривших в совершенство своего Отечества, за «железным занавесом»
оставалась истинная картина состояния экономики, социальной сферы в нашей
стране, а всё, что было за ним, воспринималось как «умирающий и
загнивающий капитализм». С падением «железного занавеса» сравнение
оказалось не в пользу Отечества и традиционные лозунги типа «...как один
умрём в борьбе за это», «догоним и перегоним...», «вперёд к победе...»
перестали быть действенными, а сама отстающая от мировых стандартов страна
стала вызывать чувство жалости и даже презрения. И если В.В. Маяковский

громогласно заявлял: «...завидуйте  я гражданин Советского Союза», то репер
по имени Карандаш задаёт вопрос: «Почему все любят Родину, но не любят
Россию?».

           2. Уменьшение фактора внешней угрозы. Исторически самым
сильным направлением гражданско-патриотического воспитания в России было
военно-патриотическое, связанное с долгом служения Отечеству. Политика
«нового мышления», а затем и окончание «холодной войны» заметно снизили
эффекты антивоенной пропаганды. В условиях отсутствия открытой военной
опасности и желания руководства страны «замириться» даже с самыми
«заклятыми врагами» (к примеру, вступление России в программу НАТО
«Партнёрство во имя мира» в 1994 г.) началось сокращение российской армии,
СМИ развернули активную кампанию по развенчанию героического ореола
этого социального института, профессия военного перестала быть престижной,
авторитет армии значительно снизился, борьба за права человека привела к
устойчивому представлению о том, что служба в армии всегда связана со
смертью, членовредительством и др. Вследствие этого призыв к защите Родины,
даже зафиксированный в Конституции как долг и обязанность защищать
Отечество, 66 перестал находить отзыв в душах современной молодёжи.

           3. Устойчивое представление молодых россиян о том, что на
Западе жить лучше. В 1990-е гг., когда открывались многие «белые» и «черные
пятна», начал складываться образ России как страны, в истории которой на

66 Конституция РФ. 1993. Ст. 59.

                                  47
   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53