Page 126 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 126

Детские общественные объединения, равно как и органы ученического
самоуправления, имеют огромный воспитательный потенциал в случае
правильной организации их деятельности. Преподаватели Академии повышения
квалификации и переподготовки работников образования (АПК и ПРО, г.
Москва) выделяют следующие характерные черты органов самоуправления:

           1. Смысл детского самоуправления состоит не в том, чтобы дети
включались в существующие «пирамиды» руководства-исполнения, а в том,
чтобы они приобретали личный опыт демократических отношений и формы его
осознания.

           2. Детское самоуправление  возможный режим протекания любой
совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий
необходимую динамику событийных, сотруднических отношений в детской
среде. Участники деятельности в режиме самоуправления совместно
определяют цель, объект, предмет своей деятельности, договариваются о
средствах и способах её реализации, управляют процессом её осуществления,
анализируют результат.

           3. Самоуправление детей и взрослых и собственно детское
самоуправление  близкие по духу, но всё-таки разные вещи. Если в первом
случае дети и взрослые являются равноправными партнёрами в общей
деятельности, то во втором случае у взрослых есть только право помочь детям
(причём помощь должна быть запрошена школьниками), у детей же же есть
право как запросить помощь взрослых, так и обойтись без неё. Вмешательство
взрослых в самоуправляемую деятельность детей возможно только в том случае,
если эта деятельность начинает угрожать безопасности детей (их жизни,
психофизическому и духовному здоровью).

           4. В ситуациях самоуправления детей педагог не может
регламентировать межличностные, межвозрастные, внутри- и межгрупповые
отношения. Однако диагностировать их состояние, проблематизировать
деятельность, в которой складываются эти отношения, оказывать поддержку и
помощь тем детям, кто нуждается в укреплении собственной субъектной
позиции, – профессиональная обязанность педагога как воспитателя.

           5. Если взрослые недовольны деятельностью детей в режиме
самоуправления, они могут высказать критические замечания в открытом
честном диалоге. Дети вправе учесть замечания взрослых или не согласиться с
ними. Любые формы давления на детей недопустимы.

           6. Создание органов детского самоуправления не является самоцелью,
это лишь форма стабилизации и оптимизации самоуправленческих процессов в
детской среде. Необходимо, чтобы между этими органами были практические
связи и отношения, чтобы они решали реальные проблемы учащихся и являлись
формой реализации учащимися своей субъектной позиции.138

138 Степанов П. В., Григорьев Д. В., Кулешова И. В. Диагностика и мониторинг процесса
воспитания в школе /под ред. Н. Л. Селивановой, В. М. Лизинского.  М.: АПК и ПРО,
2003.  С. 7071.

                                             125
   121   122   123   124   125   126   127   128   129   130   131