Page 128 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 128
социально-психологический (слежение за системой коллективно-
групповых, личностных отношений, личностное ориентирование (показывает
уровень социально-психологической адаптации личности учащегося, развитие
его личностных качеств);
управленческий (слежение за характером взаимодействия на раз-
личных управленческих уровнях; определение изменений в таких системах как:
руководитель – педагогический коллектив; руководитель – ученический коллек-
тив; руководитель – коллектив родителей; руководитель – внешкольная среда;
учитель – учитель, учитель – учащиеся; учитель – семья).140
Исходя из существующих публикаций и практики педагогической
деятельности, можно выделить необходимые требования к педагогическому
мониторингу:
1) длительность и непрерывность изучения того или иного педаго-
гического явления;
2) систематичность и системность его отслеживания исходя из
целей образовательной деятельности;
3) выявление динамики изменений;
4) индивидуальный (мониторинг достижений отдельного обучающе-
гося-воспитанника) и групповой (отслеживание результатов деятельности от-
дельного коллектива – группы, класса) контроль;
5) разнообразие форм мониторинга, обеспечивающее выполнение
его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышение интереса
учащихся к его проведению и результатам;
6) объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и
ошибочные оценочные суждения и выводы педагога, основанные на недоста-
точном изучении обучающихся или предвзятом отношении к некоторым из них;
7) дифференцированный подход, учитывающий специфические осо-
бенности предмета мониторинга, а также индивидуальные качества обучаю-
щихся, требующие от педагога педагогического такта, адекватной методики
контроля; и др.
Гражданско-патриотическое воспитание – одно из направлений
воспитательного процесса в целом, поэтому все вышеизложенное относится
также и к мониторингу гражданско-патриотических качеств личности.
Сложность мониторинга в данной области обусловлена прежде всего тем, что
результат воспитания возможно оценить спустя длительное историческое время,
когда выпускник стал (или не стал) ответственным человеком, тружеником,
активным избирателем, хорошим семьянином и т.д. Кроме того чрезвычайно
сложно замерить в баллах или процентах степень любви к Отечеству, гордости
за него, уровень гражданской ответственности и т.п. В этой связи следует
вспомнить педагогический принцип интериоризации, реализация которого
приводит к тому, что представления переходят в знания, умения – в навыки, а
следование нормам, в том числе ценностным, – в убеждения.
140 См.: Белкин, А. С. Мониторинговая культура. Компетентностный подход / А. С. Белкин
// Личность педагога : сб. – Шадринск, 2004; Галкина Т. И. Мониторинг образовательной
деятельности в школе. Книга современного завуча /Т. И. Галкина, Н. П. Озерова. – Ростов
н/Д: Феникс, 2006. – 384 с.; Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. Книга 1. – СПб.:
Изд-во «Образование – культура», 1998. – 344 с.; Строкова Т. Мониторинг педагогических
нововведений / Т. Строкова // Педагогическая диагностика. – 2008. – № 3. – С. 44–56; и др.
127