Page 129 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 129

В настоящее время существуют отдельные методики, на основе
которых можно осуществить мониторинг качества организации гражданско-
патриотического воспитания в образовательном учреждении, развитости
гражданско-патриотических качеств личности обучающихся (школьников,
студентов) и др. Осуществление мониторинга может быть многоэтапным с
использованием различных средств диагностики: 1) опросы, анкетирование,
рейтинговые оценки, наблюдения и пр.; 2) тестирование, проигрывание
проблемных ситуаций и др.; 3) самооценка, анализ деятельности; 4) выделение
индикаторов-показателей деятельности личности.

           Мониторинг процесса организации гражданско-патриотического
воспитания можно осуществить по различным основаниям.

           Вариант 1. Ориентация на показатели, приведенные в Программах
патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011–2015,
2016–2020 гг., адаптированые к образовательному учреждению. Предлагаем
выделить следующие критерии:

            доля обучающихся, гордящихся тем, что являются гражданами
Российской Федерации (процентов);

            доля обучающихся, участвующих в мероприятиях по гражданско-
патриотическому воспитанию по отношению к общему количеству обучающих-
ся (процентов);

            доля родителей, положительно оценивающих результаты прове-
дения мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию (процентов);

            количество выполненных мероприятий по гражданско-
патриотическому воспитанию по отношению к запланированному количеству
(процентов);

            доля педагогов, отмеченных за достижения в области гражданско-
патриотического воспитания по отношению ко всему педагогическому коллек-
тиву (процентов);

            доля обучающихся, участвующих в проектах гражданско-
патриотической направленности (процентов);

            количество действующих в образовательном учреждении объеди-
нений, кружков, клубов, секций гражданско-патриотической направленности;

            доля обучающихся, посещающих кружки, секции, объединения
гражданско-патриотической направленности (процентов);

            количество исследовательских работ по проблемам патриотиче-
ского воспитания;

            доля детей, охваченных общественными объединениями и орга-
низациями от общего количества обучающихся в возрасте 14–18 лет (процен-
тов);

            доля руководителей кружков, секций, поисковых отрядов, музеев
образовательных учреждений, учителей, прошедших курсы повышения квали-
фикации по программам гражданско-патриотического воспитания (процентов);

            динамика негативных поступков на почве экстремизма, межнаци-
ональных и межконфессиональных отношений в образовательном учреждении.

           Вариант 2. Выделение двух уровней качества организации процесса
гражданско-патриотического воспитания (предлагается автором методического
пособия).

                                             128
   124   125   126   127   128   129   130   131   132   133   134