Page 121 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 121
общении, так нередко и детской враждебности к «чужим» и непохожим на
себя.133 В этих условиях целенаправленная деятельность педагогического
сообщества по включению обучающихся в работу органов ученического
самоуправления, детских общественных организаций может стать эффективным
средством преодоления указанных проблем.
Исследователь детского движения в нашей стране Т.В. Трухачёва
выделяет следующие явные функции детских общественных объединений:
осуществление норм, связанных с реализацией гражданских прав
и свобод, зафиксированных в Конвенции о правах ребёнка и включающих право
на имя и гражданство (ст. 7), право на сохранение индивидуальности (ст. 8),
свободу выражения своего мнения (ст. 13), доступ к соответствующей
информации (ст. 17), свободу мысли, совести и религии (ст. 14), свободу
ассоциаций и мирных собраний (ст. 15), защиту личной жизни (с. 16), право не
подвергаться пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим
достоинство видам обращения или наказания (ст. 37а);134
действия, направленные на достижение цели, зафиксированной в
Уставе (или ином документе) или достигнутой в процессе устной
договоренности, и способствующие социализации личности ребёнка, обретению
им жизненного опыта в условиях добровольного соблюдения установленных
демократическим путём норм, правил и процедур;
формирование у ребёнка новых (либо закрепления или
корректировки уже существующих) представлений о жизни в условиях
добровольно принятых на себя (самообязывающих) норм и правил.135
Одновременно с этим детские общественные объединения выполняют
скрытые функции, способствующие:
закреплению в поведении подростков демократических
ценностей и норм, провозглашённых в объединении, и превращению их в
привычку;
формированию в детской среде лидеров, которые впоследствии
могут войти в общественную элиту;
привлечению внимания детей и взрослых (государственных
служащих, общественных деятелей, представителей СМИ), не участвующих в
деятельности объединения, к его деятельности (программе, проекту) и участию
(членству) в нём.
Работа детского общественного объединения строится на основании
самодеятельности подрастающего поколения, направленности процесса
воспитания на развитие творческого потенциала и активности личности,
программ деятельности, разработанных с учётом интересов и потребностей
каждой личности. Будучи членом объединения, ребёнок, подросток, молодой
человек получает широкие возможности для осуществления добровольческой
(волонтёрской) деятельности, вытекающей из осознания гражданского и
этического долга, для делового и дружеского общения, для выстраивания
133 См.: Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. 3-е
изд. М.: Просвещение, 2010. Ч. 1. С. 5
134 Конвенция о правах ребёнка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.
135 Степанов П. В., Григорьев Д. В., Кулешова И. В. Диагностика и мониторинг процесса
воспитания в школе. – М.: АПК и ПРО, 2003. С. 71.
120