Page 127 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 127
9. Педагогический мониторинг
гражданско-патриотических качеств личности
Мониторинг (лат. monitor – надзор, наблюдение, предупреждение) –
постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его
соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.139
Педагогический мониторинг – это своеобразный инструмент управления
качеством образования, под которым чаще всего подразумевают определенную
форму, организации сбора, хранения, обработки и распространения информации
о деятельности педагогической системы, обеспечивающую постоянный
контроль за ее состоянием и прогнозированием ее развития, а также обо всех ее
элементах. Мониторинг позволяет судить о состоянии исследуемого объекта в
любой момент времени, прогнозировать его развитие, разрабатывать
эффективные управленческие решения, направленные на достижение
поставленных целей.
Существует множество классификаций видов мониторинга. В целом
можно остановиться на некоторых из них:
1) мониторинги по специфике задач: информационные (сбор,
аккумуляция, систематизирование и распределение информации); базовые
(диагностика новых проблем до того, как они будут осознаны на уровне
управления); проблемные (диагностика закономерностей, угроз, процессов,
проблем, которые уже известны), руководящий (отслеживание и квалиметрия
эффективности последствий и вторичных эффектов решений, принятых в сфере
управления);
2) мониторинги по видам средств, используемых для проведения
мониторинга: педагогический, социологический, психологический,
медицинский, экономический и демографический;
3) мониторинги по иерархии системы управления образованием:
локальный (на уровне учебного заведения); региональный (районный,
областной), федеральный (государственный);
4) мониторинги по видам экспертиз: динамический (использует
данные о динамике развития объекта, явления или показателя), сравнительный
(избираются результаты подобных обследований других образовательных
систем), комплексный (используют несколько оснований для экспертизы),
безосновательный (для анализа берут результаты только одного исследования);
5) мониторинги для определения эффективности образовательной
системы (социальной и учебной сфер):
дидактический (слежение за различными сторонами образова-
тельного процесса (предметом дидактического мониторинга являются каче-
ственные изменения учебного процесса: качество знаний, степень обученности
ученика, качество учебного занятия, системный анализ и оценка его эффектив-
ности);
воспитательный (слежение за различными сторонами воспита-
тельного процесса; он учитывает изменения в создании условий для воспитания
и самовоспитания учащихся, «приращения» их воспитательного уровня);
139 Современный словарь иностранных слов. – С. 392.
126