Page 122 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 122
системы отношений с людьми старшего возраста, что немаловажно в условиях
разобщённости российского общества по различным основаниям.
В настоящее время в России существуют неформальные детские
организации самой различной ориентации (политической, экономической,
идеологической, культурологической); среди них немало структур (даже
нелегальных) с ярко выраженной антисоциальной направленностью. Наиболее
крупными общественными организациями современной России являются «Союз
пионерских организаций Федерация детских организаций» (СПО ФДО),
ДИМСИ (детские и молодёжные социальные инициативы), Малая академия
наук «Интеллект будущего».
Основными центрами, в которых возникают детские организации,
являются общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного
образования, а также общественные структуры неполитического характера
(клубы по месту жительства, летние оздоровительные лагеря, редакции газет и
журналов, студии телевидения), легально существующие, имеющие
юридический статус. Причины их возникновения инициатива детей, их
интерес к определённой сфере деятельности, желание участвовать в
преобразовании окружающего мира. Наиболее распространёнными формами
организации детских объединений стали движения, объединения, ассоциации,
клубы, отряды, пресс-центры, кружки и т.д., а основными функциями
реализация индивидуальных потребностей ребёнка и его социализация.
Возможна следующая классификация детских общественных организаций.136
Основания Классификация Примеры объединений
1. Цели, задачи 1.1. Социализация личности Организации преемницы
и содержание ребёнка, её гражданское пионерской организации:
деятельности становление, гармонизация «Союз пионерских
организаций – Федерация
личного и общественного, детских организаций»
индивидуального и
коллективного начал (СПО ФДО).
ДОО Свердловской области
«Соболята»
1.2. Социально- Главным образом скаутские
индивидуальная
направленность организации, клубы
«Лидер», «Познай себя»,
«Цицерон» и др.
1.3. Начальная Бизнес-клубы, школы
профессиональная подготовка предпринимателей, лиги
юных журналистов, клуб
юных техников, школа
136 Составлено автором на основании: Алиева Л. В. Детские общественные объединения в
воспитательном пространстве социума // Педагогика. 2000. № 7. С. 4852;
Вербицкий А. А., Сухоленцева Е. Н. Технология деятельности общественного
объединения как образовательной системы // Педагогика. 2013. № 4. С. 6573.
121