Page 106 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 106
Профессионализм личности качественная характеристика субъекта
труда, отражающая высокий уровень развития профессионально-важных и
личностно-деловых, акмеологических инвариантов профессионализма, высокий
уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и
ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие
специалиста.122
Как интегральное личностное образование профессионализм учителя
соединяет в своей структуре мотивационно-ценностный, когнитивный и
операционально-деятельностный компоненты. Анализ литературы, обращённой
к проблеме личностных профессиональных качеств учителя, позволяет
выделить более 70 профессионально важных качеств, среди которых чаще всего
встречаются следующие: эмоциональность, общительность, идейно-
политическая активность, способность понимать учащихся и руководить ими,
владение в совершенстве методами преподавания, любовь к детям, эмпатия,
социальная зрелость личности. 123
В русле разговора о гражданско-патриотическом воспитании для нас
важны такие качества педагога, как социальная зрелость личности, его
ценностные ориентации, идейно-политическая активность, общительность,
эмпатия, любовь к детям. Речь идёт о педагоге-гражданине и педагоге-патриоте,
так как именно такой педагог может стать примером для обучающихся
В течение одиннадцати лет дети взаимодействует с педагогами и во
многом подражают им. Если педагог позволяет себе неуважительные слова по
отношению к стране, в которой живёт, людям, которые его окружают,
рассматривает всё происходящее вокруг только в «миноре» и «чёрном цвете»,
проявляет склонность к насилию, произволу, нарушению прав обучающихся,
унижает их человеческое достоинство, то можно с уверенностью сказать, что
достаточное количество обучающихся будут говорить и поступать так же.
Именно поэтому мы говорим о необходимости развития гражданско-
патриотических качеств личности не только детей, но и педагогов.
Многочисленные социологические, педагогические, психологические
исследования показывают:
что значительная часть педагогов не знакома в достаточной
степени с такими документами, как Конституция РФ, Всеобщая декларация прав
человека, Конвенция о правах ребёнка и др.;
весомая часть педагогов плохо знает историю России,
достижения отечественной науки и культуры, памятники литературы и
искусства;
многие учителя, особенно молодые, имеющие поверхностные
представления о прошлом России, категоричны в своих негативных оценках
отдельных страниц отечественной истории;
122 Сластенин В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры //
Педагогическое образование и наука. 2008. № 12. С. 5.
123 Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования: пособие для школьных
психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 1998. С. 57.
105