Page 105 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 105
коллектива некоторые «самоуправленцы» предлагают определять по количеству
посещённых мероприятий.
3. Некоторые «самоуправленцы» не могут внятно ответить на вопрос,
какова же главная задача этой организация, пытаясь заменить задачи
направлениями деятельности.
4. Многие органы самоуправления находятся под контролем
администрации школ, поэтому педагоги и обучающиеся отмечают, что они
являются формальными и никакой роли в жизни образовательного учреждения
не играют. Доказательства тому фразы детей о том, что «взрослые нам верят,
поручают важные дела», «классные руководители дали нам задание» и др.
5. При создании таких органов часто проявляются пробелы в историко-
обществоведческом образовании организаторов. Об этом свидетельствует факт
серьёзной путаницы в употребляемых правовых понятиях: иногда говорят о
принятии локального нормативного акта, называя его декларацией, определяют
школьный орган самоуправления как парламент (то есть орган, принимающий
решения), а в его состав включают министров (представителей исполнительной
власти) и т.д., употребляют понятие «ученическое самоуправление», а говорят о
школьном соуправлении.
6. Большинство представленных на конкурсах моделей ученического
самоуправления можно отнести к иерархическим (бюрократическим), так как
они предполагают устойчивые отношения власти и подчинения.
В существующих структурах самоуправления зачастую «начальников»
(министров) больше, чем подчинённых.
7. Тревожным фактором является и то, что некоторые члены органов
самоуправления приобретают навыки законченных бюрократов, далёких от
народа и буквально «упивающихся» своей властью.
7.3.2. Педагогический коллектив и его роль
в воспитании патриотов и граждан
Профессиональные качества педагога связаны не только с его
квалификацией, но и с нравственной чуткостью, умением выстраивать
коммуникации, гражданской активностью и др. Само общество выдвигает
определённые требования к его личности и ожидает от него соответствующих
ролей: социальных (гражданин, педагог), межличностных (друг, лидер, товарищ
и др.), активных (исполняемых в данный момент), конвенциональных
(официальных, институционализированных). Мерой и способом творческой
самореализации личности учителя в различных видах педагогической
деятельности и общения выступает профессионально-педагогическая культура,
рассматриваемая в педагогике как система, состоящая из двух взаимосвязанных
подсистем: профессионализма личности и профессионализма деятельности.
Профессионализм деятельности это качественная характеристика
субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и
компетентность, разнообразие эффективных профессиональных умений и
навыков, в том числе основанных на творческих решениях, владение
современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что
позволяет осуществить деятельность с высокой и стабильной продуктивностью.
104