Page 101 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 101
7.3. Демократический уклад жизни образовательного учреждения
Изучение школьных предметов в рамках урочной деятельности
важная составляющая образовательного процесса, однако, как показывает
практика, когнитивная направленность занятий позволяет расширить и углубить
знания обучающихся, но не может в полной мере способствовать их
социализации, приобретению и развитию в них качеств патриота и гражданина.
Достижение указанных целей возможно только при условии включения детей в
активную социально значимую деятельность после уроков (в школе, ближайшем
социуме). В.М. Бехтерев, известный российский учёный (психолог, физиолог,
невропатолог) считал одним из важных стимулов развития личности
общественную деятельность в условиях демократического строя, полагая, что
детям надо прививать «культуру социального героизма», чему могут
способствовать ролевые игры, ознакомление с понятными им социальными
проблемами, с жизнью, деятельностью и подвигами личностей, посвятивших
свою жизнь героическому служению Отечеству. 118
Важно отметить, что в образовательном учреждении ребёнок проводит
значимую часть своего времени, и школьная жизнь является частью его жизни.
Именно поэтому уклад школьной жизни становится локальной моделью жизни
общества, а её познание познанием жизни. Для того чтобы это познание было
позитивным и важным для дальнейшей судьбы человека, необходим особый
«школьный уклад», который обычно трактуется как взаимодействие
корпоративной культуры учебного заведения (традиций, морально-
психологического климата, типа взаимоотношений между учениками и
учителями, учителями и администрацией, педколлективом и родителями) и
организационной структуры школы (локальные акты, органы управления и
самоуправления и др.). Речь идёт о том, что при таком подходе в
образовательном учреждении основные элементы школьной жизни (стиль
обучения, характер оценивания образовательных результатов, школьной
политики, отношения) копируют элементы взрослой жизни, выстраиваются в
соответствии с базовыми демократическими ценностями.
Такую модель принято называть институциональной. Благодаря ей
субъекты образовательного процесса (учащиеся, педагоги, администрация,
родители, обслуживающий персонал) осознают свою роль в развитии местного
сообщества и ответственность за судьбу страны в целом. Учащиеся при этом
получают первичный опыт социально ответственного и правового поведения в
реальных жизненных ситуациях. Созданный в школе демократический уклад
жизни может быть определён в качестве одного из условий качества школьного
гражданско-патриотического воспитания и гражданского образования.
Демократическая модель образовательного учреждения предполагает:
превращение внутришкольных отношений, форм организации и
управления в средства решения образовательных задач;
участие образовательного учреждения в решении местных и
общественных проблем;
118 Филонов Г. Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития //
Педагогика. 2002. № 10. С.26.
100