Page 103 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 103
проблем обучающихся и образовательного учреждения в целом);
организаторское (поддержка досуговых, социально-значимых и иных
инициатив детей); правозащитное (защита прав обучающихся) и др.
По известной конструкции Л.И. Новиковой, управленческие процессы
в школе имеют четыре облика:
руководство (как управление школой администрацией,
педагогами в соответствии с административными обязанностями);
соуправление (как открытая совместная управленческая
деятельность педагогов и школьников);
самоуправление (как педагогически запускаемая и
поддерживаемая управленческая деятельность школьников);
саморегуляция (как управляющая сила школьных традиций,
обычаев, привычек).119
В отечественной практике многие десятилетия существуют две модели
самоуправления:
Иерархическая Модульно-динамическая
(О.С. Газман называет ее (идущая от А.С. Макаренко,
бюрократической) И.П. Иванова, практики коллективного
творческого воспитания)
предполагает устойчивые выдвигает на первый план систему
отношения власти и подчинения временных организационных групп и
с фиксированными не менее чем поручений для решения конкретной
на год позициями – должностями задачи в относительно ограниченные
(по аналогии с комитетами промежутки времени;
комсомола, советами дружины – предполагает весьма интенсивное
в прошлом; со школьными чередование позиций (организация,
правительствами, парламентами, властвование – подчинение,
ученическими комитетами, исполнение) для каждого школьника и
советами и т.п. – в настоящем) создает другой тип отношений, более
разнообразный опыт социального
поведения, в частности, принятия той
позиции, функции, которую школьник
уже «прожил»;
привязана к личным интересам,
возможностям учащихся (во временных
организационных группах, созданных
под какую-то конкретную деятельность)
Модульно-динамичная модель обладает значительно более высоким, в
сравнении с «бюрократическим» вариантом, потенциалом развития
учащегося как индивидуальности!
Варианты самоуправления могут быть различны и иметь отличные
друг от друга результаты.
119 Поляков С. Д. Реалистическое воспитание. – М.: Центр «Педагогический поиск»,
2002. С. 109.
102