Page 103 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 103

проблем обучающихся и образовательного учреждения в целом);

организаторское (поддержка досуговых, социально-значимых и иных
инициатив детей); правозащитное (защита прав обучающихся) и др.

           По известной конструкции Л.И. Новиковой, управленческие процессы
в школе имеют четыре облика:

            руководство (как управление школой администрацией,
педагогами в соответствии с административными обязанностями);

            соуправление (как открытая совместная управленческая
деятельность педагогов и школьников);

            самоуправление (как педагогически запускаемая и
поддерживаемая управленческая деятельность школьников);

            саморегуляция (как управляющая сила школьных традиций,
обычаев, привычек).119

           В отечественной практике многие десятилетия существуют две модели
самоуправления:

Иерархическая                    Модульно-динамическая

(О.С. Газман называет ее         (идущая от А.С. Макаренко,

бюрократической)                 И.П. Иванова, практики коллективного

                                 творческого воспитания)

 предполагает устойчивые  выдвигает на первый план систему

отношения власти и подчинения временных организационных групп и

с фиксированными не менее чем поручений для решения конкретной

на год позициями – должностями задачи в относительно ограниченные

(по аналогии с комитетами промежутки времени;

комсомола, советами дружины –  предполагает весьма интенсивное

в прошлом; со школьными чередование позиций (организация,

правительствами, парламентами, властвование – подчинение,

ученическими  комитетами, исполнение) для каждого школьника и

советами и т.п. – в настоящем)   создает другой тип отношений, более

                                 разнообразный опыт социального

                                 поведения, в частности, принятия той

                                 позиции, функции, которую школьник

                                 уже «прожил»;

                                  привязана к личным интересам,

                                 возможностям учащихся (во временных

                                 организационных группах, созданных

                                 под какую-то конкретную деятельность)

Модульно-динамичная модель обладает значительно более высоким, в

сравнении с «бюрократическим» вариантом, потенциалом развития

учащегося как индивидуальности!

           Варианты самоуправления могут быть различны и иметь отличные
друг от друга результаты.

119 Поляков С. Д. Реалистическое воспитание. – М.: Центр «Педагогический поиск»,
2002.  С. 109.

                                             102
   98   99   100   101   102   103   104   105   106   107   108