Page 102 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 102
развитие не только предметной, но и методологической, а также
социально-психологической, гражданско-правовой компетентности работников
образования;
приобретение учащимися опыта защиты своих, личных интересов,
интересов своей группы, своего коллектива;
опыт активного социального действия (огромную роль здесь играют
социальные проекты, разработанные учащимися);
опыт участия школьников в организации коллективной
жизнедеятельности (ученического самоуправления и школьного соуправления);
участие учащихся в нормотворчестве: выработке школьниками и
педагогами общих, групповых, коллективных правил, норм, законов;
открытость принимаемых решений, возможность каждого члена
коллектива влиять на характер решений, касающихся всей школьной общины
при самых разнообразных структурах самого коллектива и органов его
управления, самоуправления, соуправления.
7.3.1. Ученическое самоуправление
Создание органов самоуправления в школе позволяет спроектировать
в учебном заведении своего рода модель гражданского общества. В рамках этой
модели учащиеся могут получать практические навыки правового поведения, не
дожидаясь, пока реалии действительности поставят их перед необходимостью
применить правовые знания в той или иной драматической ситуации.
В практике образовательного процесса таких действующих моделей пока не так
много.
Наиболее распространённой формой организационного оформления
«школьного правового пространства» является создание органов ученического
самоуправления или детской организации. В последнем случае управляющие
структуры этой организации автоматически становятся и органами ученического
самоуправления.
Создание указанных структур чаще всего связано с инициативой
администрации школы, поэтому содержание их деятельности и организационная
структура отражают более всего взгляд взрослых. Эффективность ученического
самоуправления определяется тем содержанием полномочий, которое
определяется ему администрацией ОУ. Иногда самоуправление превращается
просто в «игру» (практическая деятельность органов самоуправления
оказывается оторванной от реальной жизни, отсутствует чёткость в определении
места самоуправления в пространстве школы и др.), но иногда школьники
действительно становятся партнёрами учителей и администрации.
В качестве направлений деятельности органов ученического
самоуправления можно выделить такие как: представительское (участие
учащихся в решении школьных проблем и принятии решений); медиационное
(посредничество в разрешении конфликтов внутри школы на принципах
добровольности); информационное (информирование обучающихся о школьных
проблемах и путях их решения, о деятельности органа самоуправления);
шефское (организация шефства старших над младшими); внешних связей
(организация взаимодействия с внешкольными структурами, органами
самоуправления соседних школ, привлечение внешних ресурсов к решению
101