Page 104 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 104

1. Ученическое самоуправление в основном на бумаге, реальная
практика – не более чем исполнение поручений педагогов, органы
самоуправления – постоянные.

           Варианты результата:
            негативное отношение к самоуправленческой деятельности;
            нейтральное, безразличное отношение;
            случайный, стихийный опыт исполнительской и организационной
деятельности;
            опыт формального отношения к ответственным поручениям.
           2. Ученическое самоуправление как массовая реальная
исполнительская практика (множество постоянных органов управления).
           Варианты результата:
            опыт реальной ответственности;
            опыт имитации деятельности и ответственности (классическое
бюрократическое поведение).
           3. Ученическое самоуправление как эпизодические вспышки реальной,
неформальной активности учащихся, выбранных в постоянные органы
самоуправления.
           4. Ученическое самоуправление как эпизодическая практика
временных групп организаторов конкретных дел.
           5. Ученическое самоуправление на основе временных групп
организаторов как постоянная практика образовательного учреждения.
           6. Ученическое самоуправление как постоянная содержательная,
неформальная активность его постоянных органов.
           Вариант результата:
            может превратиться в формальную систему.120
           Помимо указанных моментов необходимо отметить конкретные
содержательные недочёты в деятельности созданных органов ученического
самоуправления, замеченные автором пособия во время различных конкурсов
моделей самоуправления.121
           1. У многих участников органов самоуправления сложилось устойчивое
мнение, что деятельность органов ученического самоуправления связана прежде
всего с организацией досуга (вечеров, дискотек, «дней варенья»). В планах школ
актива органов ученического самоуправления можно увидеть такую тематику:
«Как оформить классный уголок», «Как провести новогодний вечер», «Как
провести библиотечный урок» и т.п. Нельзя отрицать значимость таких умений,
однако одной из важнейших задач органов самоуправления в учреждении
является защита гражданских прав и интересов учащихся, а гражданские права
подразумевают право на участие в управлении делами, свободу собраний, право
на информацию, личные и коллективные обращения и т.д.
           2. Многие обучающиеся считают, что «активная жизненная позиция»
связана с тем, что кто-то кого-то что-то должен заставить делать, потому что
«все должны участвовать в общественной жизни». Степень активности члена

120 Поляков С. Д. В поисках реалистического воспитания.  М.: Центр «Педагогический
поиск», 2004.  С . 114.
121 См. подробнее: Огоновская И. С. Размышление об итогах, или Есть ли перспективы у
конкурса… // Выборы и референдумы.  2006. № 3.  С. 47.

                                             103
   99   100   101   102   103   104   105   106   107   108   109