Page 99 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 99

творческие работы, займутся продуктивным трудом (изготовление поделок,
народных игрушек) и т.д.

           На средней ступени обучения в музее помимо учебных занятий может
быть организована самостоятельная работа учащихся по изучению
исторических источников, памятников материальной и духовной культуры,
литературы по истории родного края, на основании которых учащиеся смогут
сделать открытия для себя, то есть фактически переоткрыть уже известные
факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни.
Источником таких знаний могут быть учебные пособия, научно-популярная и
научная литература, публикации в местной и центральной прессе, материалы
школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета. Материально-
технические и образовательные ресурсы музея должны способствовать
знакомству учащихся с историей и традициями народов, населявших и
населяющих Урал, а также создавать условия для творчества (к примеру, для
воссоздания изделий декоративно-прикладного искусства и народных
промыслов).

           Школьные музеи  это не только пространство исторической памяти, но
и возможность взгляда в будущее. В старших классах основной и средней
(полной) школы на базе музея возможно выполнение исследовательских и
социально-ориентированных проектов, в результате чего учащиеся получат и
знания, и практические навыки преобразования действительности. Среди
осваиваемых старшеклассниками тем все большее значение должны приобретать
вопросы определения учащимися своего места в трудовой жизни («Рынок труда в
крае», «Региональные вузы: прошлое и современность» и т.п.). В этом смысле
ураловедческая составляющая школьного музея должна позволить будущему
выпускнику комплексно взглянуть на Урал как на регион, имеющий не только
экономические, этнические, культурные, природно-климатические, исторические,
политические особенности, но и играющий важную роль в общероссийских и
мировых процессах, край, имеющий будущее, несмотря на существующие
экологические, экономические, демографические, социально-политические и
другие проблемы, связанные с развитием индустрии, радиоактивными
загрязнениями, недостаточно развитой инфраструктурой, сложными
отношениями областной и городских властей и т.д.

           Выступая на всероссийском семинаре краеведов в г. Зарайске (2004),
председатель Союза краеведов России, академик РАО С.О. Шмидт, отметил:
«Поощрение развития краеведения – это задача федерального масштаба, важная
и для всей России, и для отдельных её регионов – крупных областей и малых
городов. Воспитание краеведением подразумевает не только обучение и
распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях
и достопамятностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его
будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Подлинное
краеведение всегда и краелюбие. Оно воплощает коренные взаимосвязи
поколений и близких соседей и во многом определяет представления о месте
своего родного «края» в регионе, в России в целом».116

116 Шмидт С. О. Краеведение  это краелюбие // История: еженедельная газета для
учителей истории и обществознания.  2004.  8–15 июня. № 22 (742).  С. 4–11.

                                             98
   94   95   96   97   98   99   100   101   102   103   104