Page 98 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 98

Основой развития навыков исследовательской деятельности и
источниковой базой для написания научно-исследовательских работ учащихся
могут стать подлинные письменные и печатные документы (удостоверения,
свидетельства, орденские, денежные книжки, справки, личные дела, послужные
списки, анкеты, наградные листы, партийные и комсомольские билеты, грамоты,
дипломы, письма и др.), нумизматические предметы (монеты, денежные знаки,
облигации госзаймов), фалеристические предметы (ордена, медали, нагрудные
знаки, эмблемы, значки, памятные медали).

           Печатные издания (газеты, журналы, листовки, плакаты, карты,
брошюры, учебные пособия), рукописные и старопечатные книги, книги с
автографами, редкие издания могут быть изучены школьниками при
выполнении исследовательских проектов, а также использованы педагогами и
учащимися как письменные источники и иллюстративный материал для
различных уроков и внеклассных мероприятий. Предметом пристального
изучения для учащихся могут стать произведения художественной литературы с
автографами писателей, дарственными надписями; документальные материалы
и подлинные предметы, характеризующие жизнь и творчество уральских
писателей, художников, композиторов, деятелей театрального и музыкального
искусства, киноискусства; подлинные произведения искусства и авторские
повторения (живопись, графика, гравюра, скульптура).

           Интересным и важным историческим источником являются
фотоматериалы (оригинальные негативы с натуры и фотоотпечатки, отражающие
факты, события и явления общественной жизни, имеющие мемориальное
значение, представляющие интерес как произведения искусства или имеющие
какие-либо другие примечательные особенности); фотодокументы
(фотопортреты, групповые фото); памятники звукозаписи, кино- и фотосъемки,
относящиеся к важнейшим историческим событиям или деятельности отдельных
людей; фотоснимки (сюжетные, пейзажно-панорамные и др.).

           Не последняя роль в школьных музеях принадлежит оригинальным
произведениям народного творчества (резьба, лепка, роспись, чеканка, вышивка,
ковроткачество, набойка, кружева, графические работы, скульптурные
произведения, этюды и картины художников-фронтовиков); геральдическим
предметам, моделям и макетам, созданным в процессе научного и
художественного творчества и изобретательства.

           Участие школьников в работе музея является одним из эффективных
способов их ураловедческой подготовки, в результате которой формируется
привлекательный и интересный образ уральского края: родного дома,
ближайшей округи, региона в целом. Младшие школьники должны знакомиться
со своим краем (городом, селом) через объекты, близкие им: их дом, улицу,
ближайший парк, речку; доступные восприятию школьников этого возраста
объекты общегородского, российского и мирового значения. Учащиеся должны
получить простейшую информацию о географии края, о жизни уральцев в
прошлом и настоящем, сведения о знаменитых гражданах края (города, села).

           В начальной школе на базе музея могут проходить учебные занятия
информационного характера, в результате которых учащиеся получат от учителя
«готовые» знания, а также практические занятия, на которых дети познакомятся
с уральскими пословицами, поговорками, песнями, сказами, выполнят

                                             97
   93   94   95   96   97   98   99   100   101   102   103