Page 97 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 97
военное краеведение изучение истории родного края в период
различных войн (вклад отдельных населённых пунктов в обеспечение фронта
военной продукцией, продуктами, обмундированием и т.д.; деятельность
госпиталей, концертных фронтовых бригад; путь отдельных воинских
соединений и др.);
биографическое краеведение изучение истории края через судьбы
людей, восстановление забытых имён, увековечивание имён известных земляков
на памятных досках, составление биографических справочников и т.п.;
искусствоведческое краеведение изучение памятников искусства
региона, приобретение навыков искусствоведческого анализа таких памятников;
архитектурное краеведение изучение памятников архитектуры,
архитектурных стилей, особенностей их проявления в регионе;
промышленное краеведение изучение истории промышленных
предприятий города (села);
литературное краеведение изучение местной литературной жизни
(края, области, района, города), биографий писателей, связанных с той или иной
местностью («литературные места» где писатель родился, жил, бывал;
литературные произведения и художественные образы, навеянные природой,
историческими событиями, бытом и людьми);
школьное краеведение изучение истории образовательных
учреждений (рисунки, фотографии, планы, макеты школьного здания,
фотографии учителей и учеников различных лет, атрибуты школьной жизни,
сочинения, творческие работы и др.);
генеалогическое краеведение изучение и составление родословных,
выяснение происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявление их
родственных связей.
Основанием для создания школьных музеев является сбор подлинных
вещественных, письменных, изобразительных артефактов, в котором самое
активное участие должны принимать не только руководители музеев, но прежде
всего сами обучающиеся. В процессе поиска, обработки, классификации,
описания экспонатов школьники приобретают необходимые для жизни знания,
умения, навыки, опыт познавательной деятельности, ценностные ориентиры.
Каждый из собранных в школьном музее артефактов может быть
успешно использован в образовательном процессе. Археологические комплексы,
коллекции и другие предметы, полученные в результате археологических
раскопок, или случайные археологические находки могут служить
иллюстрацией к темам «Первобытное общество», «Уральский край в
древности» на уроках истории и географии. Историко-бытовые,
этнографические и технические комплексы, коллекции и отдельные предметы
(орудия труда, образцы продукции промышленности и сельского хозяйства и
др.) позволят учащимся более образно представить жизнь и быт земляков в
различные исторические периоды, увидеть динамику происходивших
технологических процессов. Подлинные вещевые материалы по истории
военных действий (оружие, обмундирование, снаряжение, погоны, награды и
знаки различия и т.д.) педагог может использовать при изучении таких тем, как
«Первая мировая война», «Гражданская война», «Великая Отечественная
война», «Урал в годы военных испытаний», «Участие уральцев в локальных
войнах» и т.д.
96