Page 96 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 96
7.2. Школьный музей как пространство
гражданско-патриотического воспитания
Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет
образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения,
являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах
человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых
знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и
компетенции определённых объема и сложности в целях интеллектуального,
духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального
развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и
интересов. В этом же законе в ст. 3 обозначены основные принципы
государственной политики и правового регулирования отношений в сфере
образования, к числу которых отнесены принципы свободного развития
личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности,
патриотизма, ответственности и др.115
Экстраполируя все представленные позиции на деятельность
школьного музея, можно с полной уверенностью сказать, что школьный музей –
это пространство культуры, в котором обучающиеся могут осваивать
культурные ценности, проявлять гражданскую позицию, творческие
способности, развивать интеллект, приобретать исследовательские и
коммуникативные навыки, опыт публичного выступления. Благодаря своим
многочисленным функциям (информативной, просветительской,
коммуникативной, аксиологической, воспитательной, эстетической,
исследовательской) школьный музей является полноценным участником
учебного процесса, помощником педагога в решении актуальных
образовательных задач.
Деятельность школьного музея осуществляется по многим
направлениям, и каждое из них так или иначе способствует развитию
гражданственности и патриотизма всех, кто соприкасается с его вещественными
экспонатами и документами. Обратившись к столетней истории школьных
музеев и используя собственный педагогический опыт, автор данного пособия
предлагает выделить следующие направления деятельности школьных музеев:
археологическое краеведение изучение археологических
памятников региона (на основании изданной литературы, участия в
археологических экспедициях, знакомство с археологическими экспонатами
местных музеев);
этнографическое краеведение изучение быта и нравов,
материальной и духовной культуры народов, населявших регион (местность) в
прошлом и населяющих её в настоящее время (через изучение литературы,
участие в этнографических экспедициях, написание исследовательских работ);
геологическое краеведение изучение природных ресурсов края в
ходе экспедиций, составление карт и описаний, коллекций минералов, камней,
посещение геологических музеев и др.;
115 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. «Об образовании в Российской
Федерации». М.: УЦ «Перспектива», 2013. С. 4, 8.
95