Page 96 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 96

7.2. Школьный музей как пространство
                  гражданско-патриотического воспитания

Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет

образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения,

являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах

человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых

знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и

компетенции определённых объема и сложности в целях интеллектуального,

духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального

развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и

интересов. В этом же законе в ст. 3 обозначены основные принципы

государственной политики и правового регулирования отношений в сфере

образования, к числу которых отнесены принципы свободного развития

личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности,

патриотизма, ответственности и др.115

Экстраполируя все представленные позиции на деятельность

школьного музея, можно с полной уверенностью сказать, что школьный музей –

это пространство культуры, в котором обучающиеся могут осваивать

культурные ценности, проявлять гражданскую позицию, творческие

способности, развивать интеллект, приобретать исследовательские и

коммуникативные навыки, опыт публичного выступления. Благодаря своим

многочисленным    функциям             (информативной,  просветительской,

коммуникативной, аксиологической, воспитательной, эстетической,

исследовательской) школьный музей является полноценным участником

учебного процесса, помощником педагога в решении актуальных

образовательных задач.

Деятельность школьного музея осуществляется по многим

направлениям, и каждое из них так или иначе способствует развитию

гражданственности и патриотизма всех, кто соприкасается с его вещественными

экспонатами и документами. Обратившись к столетней истории школьных

музеев и используя собственный педагогический опыт, автор данного пособия

предлагает выделить следующие направления деятельности школьных музеев:

 археологическое краеведение  изучение археологических

памятников региона (на основании изданной литературы, участия в

археологических экспедициях, знакомство с археологическими экспонатами

местных музеев);

 этнографическое краеведение  изучение быта и нравов,

материальной и духовной культуры народов, населявших регион (местность) в

прошлом и населяющих её в настоящее время (через изучение литературы,

участие в этнографических экспедициях, написание исследовательских работ);

 геологическое краеведение  изучение природных ресурсов края в

ходе экспедиций, составление карт и описаний, коллекций минералов, камней,

посещение геологических музеев и др.;

115 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. «Об образовании в Российской
Федерации».  М.: УЦ «Перспектива», 2013.  С. 4, 8.

                                             95
   91   92   93   94   95   96   97   98   99   100   101