Page 38 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 38
действительные возрастные и личностные возможности детей
(сложные, непонятные по замыслу, неактуальные мероприятия ведут к потере
интереса со стороны детей, которых в дальнейшем будет трудно привлечь к чему-
либо подобному);
практичность (соотнесенность целей и затраченных на мероприятие
средств);
этапность (актуализация воспитательной проблемы и определение це-
ли и задач мероприятия; подготовка и организация мероприятия; проведение ме-
роприятия; анализ и рефлексия после проведенного мероприятия).
На первом этапе воспитательного мероприятия (дела) определяются акту-
альность, цель и задачи мероприятия, которые могут быть связаны:
с социальной ситуацией, обусловленной общественными событиями в
стране и мире, государственными праздниками (День Победы, День Государст-
венного флага РФ, День народного единства и др.), юбилейными и памятными
датами, правительственными постановлениями, общественно значимыми идеями,
а также событиями местной жизни;
с необходимостью развития определенных качеств и черт личности
обучающихся (патриотизм, гражданственность, высокая духовность, навыки ком-
муникации, культура здоровья и др.), состояние которых, по результатам диагно-
стики, вызывает необходимость их изменения в позитивную сторону;
с общей направленностью образовательного учреждения (к примеру,
экологического лицея или кадетского корпуса);
с готовностью воспитанников воспринимать то или иное педагогиче-
ское воздействие (к примеру, не все дети любят туристические слеты, в которых
зачастую они участвуют «добровольно-принудительно», или военно-спортивные
игры и др.).
На втором этапе составляется план и продумываются все детали органи-
зации мероприятия (дела), при этом взрослые выступают в роли советчиков, кон-
сультантов, фасилитаторов. Мероприятие (дело) должно быть четко организова-
но, поэтому нужно продумать все этапы проведения, возможные трудности и пути
их преодоления. На этом этапе воспитанники должны проникнуться чувством
ответственности за взятые на себя обязательства и приобрести навыки планирова-
ния собственной деятельности.
На третьем этапе мероприятие (дело) проводится по намеченному плану
в тех условиях и при тех ресурсах, которые предусмотрены участниками этапа
подготовки. Педагогический эффект на этом этапе зависит не только от четкого
следования плану, но и от умений импровизации, которые дети (и взрослые тоже)
приобретают в реальной практике.
На четвертом этапе важно корректно подвести итоги проделанной рабо-
ты, предоставить организаторам мероприятия (дела) возможность высказаться по
поводу удач и неудач, оценить (самооценить) вклад каждого в задуманное дело.
Подготовка и проведение мероприятия (дела) должны соответствовать оп-
ределенному алгоритму (правилам) (см. Таблица 3).
37