Page 33 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 33

гогические технологии, личность самого педагога, кабинет для занятий, общая
атмосфера, действующие кружки, секции, клубы и др.

        Особенности воспитательного процесса в образовательном учреждении
можно сформулировать следующим образом:

         это целенаправленный процесс, в рамках которого ставятся цели и соз-
даются модели воспитания, эффективность реализации которых зависит от того,
согласны ли с ним воспитанники;

         это многофакторный процесс, при осуществлении которого личность
подвергается множеству разнохарактерных влияний и накапливает как положи-
тельный, так и отрицательный опыт;

         это систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников,
непрерывный процесс, никоим образом не строящийся от одного мероприятия к
другому;

         это комплексный процесс, построенный на единстве целей, задач, со-
держания, форм и методов, подчиненных идее целостности формирования лично-
сти;

         качество и результативность этого процесса во многом зависит от само-
го педагога, его педагогического мастерства, черт характера, личностных качеств,
ценностных ориентиров;

         во многом этот процесс зависит от родителей, взаимодействующих или,
наоборот, не взаимодействующих с образовательным учреждением в решении
педагогических задач;

         это непрерывный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанни-
ков;

         это процесс, которому свойственны вариативность и непредсказуе-
мость результатов, связанных с индивидуальными различиями воспитанников, их
социальным опытом, отношением к воспитанию, а также профессиональными
качествами педагогов;

         результат этого процесса отдален по времени от момента непосредст-
венного воспитательного воздействия.

        Л.И. Новикова и ее соавторы выделяет три основных формы организации
воспитательного процесса: комплекс воспитательных воздействий, воспитатель-
ные центры, воспитывающая ситуация.

        Воспитательные комплексы – те ключевые дела, которые по замыслу ру-
ководителей и педагогических коллективов школ являются опорными мероприя-
тиями общешкольного плана. Комплексы воспитательных воздействий – это яр-
кие по своей общественной значимости и эмоциональному звучанию события
школьной жизни, воздействующие на сознание и чувства детей, надолго остаю-
щиеся в их памяти.

        В практике школ существует три типа комплексов воспитательных воздей-
ствий:

         первый связан с подведением итогов работы школ по отдельным пока-
зателям;

                                               32
   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38