Page 35 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 35

Воспитывающие ситуации могут быть:
         организованы педагогом специально, чтобы дать возможность ребенку,
группе или первичному коллективу в благоприятных условиях показать себя в
глазах товарищей в наиболее выигрышном свете;
         созданы с помощью персональных или групповых поручений, в выпол-
нении которых заинтересован коллектив;
         введены в жизнь коллектива в качестве того или иного вида деятельно-
сти, специально организованного мероприятия, дающего простор для самовыра-
жения и самоутверждения его подопечных;
         естественными в случае возникшего эмоционального отклика.
        Качественное решение поставленных воспитательных задач, по мнению
И.П. Подласого, возможно при условии выделения последовательных этапов вос-
питательного процесса:
        1-й этап – осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения,
без которого воспитание не может быть успешным;
        2-й этап – переход знаний в убеждения – глубокое осознание такого, а не
иного типа поведения.
        3-й этап – воспитание чувств, эмоций, без которых, как утверждали еще
древние философы, нет и не может быть человеческого искания истины;
        4-й этап (главный) – деятельность, которая в практике воспитания всегда
сливается с формированием взглядов, убеждений, чувств.61
        Рассматривая вопрос о воспитательном процессе, нельзя обойти вниманием
и такие понятия, как «воспитательное воздействие», «воспитательные отноше-
ния», «воспитательная деятельность».
        Воспитательное воздействие (влияние) – это действия воспитателя, обу-
словливающие процесс развития и формирования личности воспитанника, содей-
ствующие его благоприятному осуществлению. Современный взгляд педагогов и
психологов на понятие «воспитательное воздействие» исходит из следующего
положения: в основе воспитательного воздействия взрослого лежит его взаимо-
действие с воспитанниками.
        Воспитательные отношения подразумевают обмен человеческим опытом,
его передачу, усвоение, использование. Педагогами выделяются отношения, в кото-
рые могут быть включены самые разнообразные средства: техника, искусство, при-
рода и т.д. На основании этого проявляются различные типы воспитательных от-
ношений: «человек – человек», «человек – книга – человек», «человек – природа –
человек», «человек – техника – человек», «человек – искусство – человек» и т.д.
        Воспитательная деятельность – деятельность воспитателя по организа-
ции и реализации целей воспитательного процесса; осуществляется во взаимодей-
ствии воспитателя с воспитанниками (складываются воспитательные отношения)
в целях их развития и формирования; проявляется в создании воспитательных
ситуаций; выступает как элемент воспитательной системы.

61 Подласый И. П. Педагогика. – С. 443–444.

                                               34
   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40