Page 37 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 37

задач, где ограничиваются традиционными мероприятиями, не задумываясь над
их смыслом и полезностью.67

        В русле заданной проблемы уместно процитировать известного советского
философа и психолога С.Л. Рубинштейна, который подчеркивал следующее:
«Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием
собственную нравственную работу воспитуемого, которая... завязывается в каж-
дом сколько-нибудь вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных поступков
и поступков других людей при наблюдении последствий человеческих поступ-
ков – того, как наши поступки сказываются на других людях и поступки других
людей на нас самих. Успех работы по формированию духовного облика человека
зависит от той внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в
состоянии ее стимулировать и направлять. В этом главное».68 Представляются
актуальными и эмоциональные слова В.В. Нестерова, министра общего и про-
фессионального образования Свердловской области в 1998–2009 гг.: «Грош цена
воспитательным мероприятиям вообще, когда они не затрагивают сознание каж-
дого отдельного человека, не вызывает в нем внутреннюю убежденность. К при-
меру, классический вариант эстетического воспитания: «Ах, Мона Лиза! Ах,
улыбка! Ах, загадка! Все человечество! Уже пятьсот лет!» Сидит ребенок и дума-
ет: «Странно! Какая-то не очень красивая тетка, улыбается так вредно и ехидно!
Но раз "все человечество", не могу же я один дурь свою демонстрировать». Вот
что называется «воспитать эстетически»: всю жизнь будет не понимать, не при-
нимать, но делать вид».69

        Известный своей коммунарской методикой И. П. Иванов ведет речь не о
мероприятиях, а о коллективных творческих делах (КТД) – способе организации
яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и ра-
достью жизни – как основном воспитательном средстве.70

        Обобщая педагогическую литературу и не отказываясь от понятия «воспи-
тательное мероприятие», можно сделать выводы, что в современных условиях при
организации воспитательного мероприятия (дела) обязательно должны учиты-
ваться:

         активная позиция воспитанника, который должен быть самостоятель-
ным субъектом познания, общения, труда, способным к самоуправлению (самоор-
ганизации, самоконтролю собственной деятельности);

         социальная направленность мероприятия, которая должна способство-
вать развитию личности, обеспечивать успешное усвоение его участниками соци-
ального опыта и ценностей общества;

67 Подласый И. П. Педагогика. – С. 579.
68 Беспятова Н. К. Организация и содержание воспитательного процесса в школе: метод.
пособие, 2006. – С. 5.
69 Нестеров В. В. По закону больших чисел. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2001. – С. 134.
70 Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1999. –
С. 3, 4.

                                               36
   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42