Page 36 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 36
2.3. Система воспитательной
работы как подсистема воспитательной системы
Воспитательная работа, через которую реализуется воспитательный про-
цесс, – это организация жизнедеятельности взрослых и детей, направленная на
создание условий для полноценного развития личности.62 Система воспитатель-
ной работы – это комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели. 63
С учетом мнения Л.И. Новиковой и ее коллег можно сказать, что это – воспита-
тельный комплекс, то есть ключевые опорные дела общешкольного плана (мы бы
добавили в этот контекст и общие дела класса): воскресники, вахты, праздники,
выставки, олимпиады, турпоходы и многое другое, которые проводятся в соответ-
ствии с планами всего образовательного учреждения, а также планами классных
руководителей, руководителей кружков, секций, клубов и т.д. Любое из таких
мероприятий можно рассматривать как педагогическое средство, служащее инте-
грации различных видов деятельности. При этом, как отмечает доктор педагоги-
ческих наук В.А. Сластенин, подбирая приёмы, методы и средства в ходе органи-
зации воспитательного мероприятия, его организаторы должны обеспечивать
максимальную активность, самостоятельность и инициативность самих воспитан-
ников.64
Понятие «мероприятие» исходно состоит из двух: «мера» и «принимать».
По мнению Ю.А. Конаржевского, воспитательное мероприятие – это совокуп-
ность различного рода воспитательных воздействий с отвечающими их требова-
ниям материальными и духовными условиями, подчиненных единой комплексной
воспитательной цели, взаимодействующих друг с другом, представляющих собой
целостное образование.65 И.П. Подласый отмечает, что мероприятие – это отрезок
воспитательного процесса, но подчеркивает, что фрагментарность, разобщенность
педагогических воздействий в ходе мероприятия трудносовместимы с комплекс-
ным подходом к воспитанию и не позволяют достичь ожидаемого педагогическо-
го успеха. Как считает B.C. Безрукова, изначальный смысл мероприятия заключа-
ется в том, чтобы обозначить дозировку применяемых к воспитаннику мер. Она
же отмечает, что в тоталитарной педагогике этот смысл был выхолощен, а сам
термин вследствие этого получил негативный смысловой оттенок как обозна-
чающий формальное действие.66 В педагогической литературе в связи с этим
употребляется понятие «педагогика мероприятий» (синоним застойной, низкоэф-
фективной, формально-бюрократической педагогики), которая возникает там, где
забывают о цели воспитательной работы, где планы не содержат воспитательных
62 Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный). – С. 45.
63 Педагогический энциклопедический словарь. – С. 44.
64 Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных за-
ведений. – М., 2003.
65 Конаржевский Ю. А. Воспитательное мероприятие: состав, структура, анализ. – Магни-
тогорск: РЯШ, 1979. – С. 8.
66 Безрукова В. С. Педагогика. – С. 80.
35