Page 34 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 34
второй – с проведением узловых мероприятий из цикла обязательной
программы школы (ключевые дела школы);
третий – с организацией всей жизнедеятельности школьников на корот-
ком временном интервале в соответствии с разработанной при их же участии мо-
делью (к примеру, лагерный сбор).
Комплексов воспитательных воздействий не должно быть ни слишком ма-
ло (иначе жизнь детей будет «бледной», скучной), ни слишком много (иначе про-
изойдет перенасыщение однотипными мероприятиями и утратится чувство но-
визны). Таким образом, не только содержание и форма организации комплексов,
но и их количество, и время проведения могут стать объектом педагогического
творчества.
Воспитательный центр – это способ концентрации воспитательных воз-
действий в пространстве. Основные черты воспитательного центра:
наличие не только определенной материальной базы (хорошо оборудо-
ванных кабинетов, школьной мастерской, спортивного комплекса и т.д.), но и
соответствующей организации воспитательного процесса, наличие людей, спо-
собных организовать такой процесс;
разнообразная по своему содержанию и воспитательным функциям
деятельность воспитанников, связанная с приобщением их к различным аспектам
общественной культуры, ориентированная на индивидуальные интересы и твор-
ческие задатки детей;
созданные условия для межвозрастных общений детей, так как в непо-
средственном общении и совместной деятельности учащихся старших и младших
классов осуществляется процесс передачи традиций от одного поколения обу-
чающихся к другому;
выполнение связующей роли между общеобразовательным учреждени-
ем и окружающей средой, посредниками между которыми могут быть родители,
шефы, общественные объединения и др.
Примерами воспитательных центров могут быть школьные музеи, оранже-
реи, обсерватории, школьные мастерские, которые могут быть воспитательными
центрами не только для детей, но и для взрослых.
Воспитывающие ситуации – это форма интеграции воздействий с целью
изменения ценностных ориентаций коллектива, изменения статуса в нем отдель-
ных первичных коллективов, групп или школьников, корректировки процессов
общения, протекающих в детской среде, изменения поведения «трудного» подро-
стка и т.д. Интеграция воспитательных воздействий на детей с помощью воспи-
тывающих ситуаций относится к методу параллельного действия (А.С. Макарен-
ко). Моделирование и реализация воспитывающих ситуаций – сфера специальной
деятельности педагогов. Дети же воспринимают подобного рода ситуации как
обычные формы организации их жизнедеятельности, а не как специальные прие-
мы воздействия на них.
33