Page 42 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 42
2.4. Основные формы воспитательной работы
Участие в праздниках, в их организации – это участие
в общественной жизни, но целиком организованное.
Праздник есть художественная организация общест-
венной жизни, в которой все концентрированно, все
сжато, все приобрело эффективную волнующую фор-
му. Для того, чтобы ее испытать, собираются вме-
сте, создают праздник, вместе наслаждаются.
А.В. Луначарский (1875–1933),
нарком просвещения РСФСР 72
Форма (лат – forma): 1) наружный вид, внешнее очертание; 2) способ суще-
ствования какого-либо содержания; 3) устройство чего-либо, система организации
чего-либо; и др.73 Исходя из этого определения, применительно к воспитанию
можно говорить о содержании воспитательного процесса, облеченного в опреде-
ленные внешние оболочки, которые рождаются, отмирают или видоизменяются в
зависимости от потребностей людей, от накопления опыта их удовлетворения, от
исторической эпохи в целом. Можно согласиться с мнением Е.В. Титовой, кото-
рая определяет формы воспитательной работы как устанавливаемый порядок ор-
ганизации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников
воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогиче-
ских задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность орга-
низаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выра-
жение воспитательной работы.74 К примеру, зародившаяся в XVII в. форма урока
отражала потребность общества в массовой организации познавательного процес-
са, появившиеся в 1920-е гг. в СССР агитбригады «синеблузников», политбои,
политинформации, агитлистки отражали стали средством пропаганды революци-
онных идей, возникшие в 1960-е гг. клубы интернациональной дружбы должны
были укреплять связи молодежи социалистических стран.
Классификация форм воспитательной работы затруднительна, так как этих
форм, а, следовательно, и оснований для классификации очень много (см. Табли-
ца 4). К примеру, В.С. Безрукова считает, что таких форм свыше тысячи,75 а
С.А. Шмаков и В.Д. Караковский отмечают, что число форм колеблется от 1200
до 4000. 76
72 Луначарский А. В. Воспитательные задачи советской школы // Хрестоматия по педаго-
гике. – С. 258.
73 Современный словарь иностранных слов. – С. 657.
74 Титова Е. В. Если знать как действовать: разговор о методике воспитания: Книга для
учителя. – М.: Просвещение, 1993. – С. 93.
75 Безрукова В. С. Педагогика. – С. 83.
76 Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в современной школе: от кол-
лективизма к взаимодействию: учеб.-метод. пособие для учителей и классных руководите-
41