Page 32 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 32
брильянт не может быть оценен в наших глазах дороже, чем родившийся человек.
Порча человека есть или огромное преступление, или огромная без вины вина.
Над этим драгоценнейшим материалом нужно работать совершенно четко, зара-
нее определивши, что ты хочешь сделать из него».58
В советское время синонимом понятия «педагогический процесс» был ши-
роко используемый термин «учебно-воспитательный процесс», и до настоящего
времени в практике работы многих образовательных учреждений этот термин
сохраняется. Такое словосочетание подчеркивает взаимосвязанность и взаимодо-
полняемость процессов обучения и воспитания. Доктор педагогических наук
М.Н. Дудина определяет учебно-воспитательный процесс как взаимодействие
ребенка и взрослого, учителя и ученика, процесс развертывания, утверждения и
совершенствования сущностных сил растущего человека как помощь ему в вос-
требованности себя к творческому, созидательному, продуктивному общению и
деятельности.59
В законе «Об образовании» (1992) встречается понятие «воспитательно-
образовательный процесс», в законе «Об образовании в Российской Федерации»
(2012) даны самостоятельные определения понятиям «воспитание» и «обучение».
Синонимом понятия «педагогический процесс» в настоящее время является
широко используемый термин «образовательный процесс».60 Общим качеством
всех компонентов педагогического процесса является взаимодействие всех его
участников (детей и педагогов, педагогов и родителей и др.), в результате которо-
го реализуются задачи обучения, воспитания и развития личности в их единстве и
взаимосвязи. Основными компонентами педагогического процесса являются:
целевой (определение участниками образовательных отношений целей
своей деятельности);
содержательный (определение содержания педагогического процесса на
основе поставленных целей);
операционно-деятельностный (направления, методы, средства, формы
совместной деятельности участников образовательных отношений);
аналитико-результативный (контроль и подведение итогов, установле-
ние соотношения между полученными и запланированными результатами, анализ
достижений и неудач, коррекция педагогических задач).
В разделе 1.1. приведены объективные и субъективные факторы, влияющие
на воспитание в целом. Дополним их факторами, влияющими воспитательный
процесс непосредственно в образовательном учреждении. К ним относятся: учеб-
ный материал и учебник, психологический климат на уроке, организация учебно-
воспитательного процесса, методика обучения и воспитания, применяемые педа-
58 Луначарский А. В. О воспитании и образовании. – С. 304.
59 Дудина М. Н. Личность. Образование. Воспитание (теоретико-методологический ас-
пект). – Екатеринбург: УрГУ, 1998. – С. 5.
60 Гребенкин О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики. – С. 45.
31