Page 31 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 31

 концентрация педагогических усилии в крупные «дозы воспитания», в
крупные организационные формы (центры, клубы, ключевые дела, тематические
программы);

         дискретность воспитательного процесса (чередование периодов относи-
тельного покоя, повседневной черновой работы с периодами повышенного кол-
лективного напряжения, яркими, праздничными событиями, фокусирующими
главные черты системы).

        II группа – критерии качества:
         степень приближенности системы к поставленным целям реализация
педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы:
         общий психологический климат школы, стиль отношении в ней, само-
чувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт;
         уровень воспитанности выпускников школы.55

                                 2.2. Воспитательный процесс
                         как подсистема воспитательной системы

                                  ...педагогический процесс должен быть оптимистич-
                                  ным и опережающим взросление детей... Педагогиче-
                                  ский процесс только тогда хорош, когда в нем воспи-
                                  тание идет впереди обучения, ибо вызванные им к дей-
                                  ствию духовные силы будут впитывать знания как
                                  пищу, необходимую для дальнейшего духовного роста и
                                  становления личности школьника.

                                                                                   Ш.А. Амонашвили (р. 1931),
                                                  советский, грузинский и русских педагог и психолог56

        Подсистемой воспитательной системы является воспитательный (педаго-
гический) процесс – целостный процесс осуществления воспитания в его широком
смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком специ-
альном смысле).57 В широком смысле слова воспитательный процесс – это пере-
дача из поколения в поколение знаний, умений, идей, социального опыта, спосо-
бов поведения. В узком смысле слова – целенаправленная деятельность педаго-
гов, призванных формировать у человека системы качеств или каких-либо кон-
кретных качеств (например, воспитание творческой активности). Именно об этом
писал в свое время А.В. Луначарский: «...педагогический процесс... – это тоже
трудовой процесс, и поэтому надо знать, к чему ты идешь, и что ты хочешь сде-
лать из своего материала. Если золотых дел мастер испортит золото, можно пере-
лить. Если портятся драгоценные камни, они идут на брак. Но и самый большой

55 См. подробнее: Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспи-
тания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. – М.: ТЦ «Сфера, 2003. – 160 с.
56 Амонашвили Ш. А. Единство цели. – С. 3, 133.
57 Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. – С. 250.

                                               30
   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36