Page 31 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 31
концентрация педагогических усилии в крупные «дозы воспитания», в
крупные организационные формы (центры, клубы, ключевые дела, тематические
программы);
дискретность воспитательного процесса (чередование периодов относи-
тельного покоя, повседневной черновой работы с периодами повышенного кол-
лективного напряжения, яркими, праздничными событиями, фокусирующими
главные черты системы).
II группа – критерии качества:
степень приближенности системы к поставленным целям реализация
педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы:
общий психологический климат школы, стиль отношении в ней, само-
чувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт;
уровень воспитанности выпускников школы.55
2.2. Воспитательный процесс
как подсистема воспитательной системы
...педагогический процесс должен быть оптимистич-
ным и опережающим взросление детей... Педагогиче-
ский процесс только тогда хорош, когда в нем воспи-
тание идет впереди обучения, ибо вызванные им к дей-
ствию духовные силы будут впитывать знания как
пищу, необходимую для дальнейшего духовного роста и
становления личности школьника.
Ш.А. Амонашвили (р. 1931),
советский, грузинский и русских педагог и психолог56
Подсистемой воспитательной системы является воспитательный (педаго-
гический) процесс – целостный процесс осуществления воспитания в его широком
смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком специ-
альном смысле).57 В широком смысле слова воспитательный процесс – это пере-
дача из поколения в поколение знаний, умений, идей, социального опыта, спосо-
бов поведения. В узком смысле слова – целенаправленная деятельность педаго-
гов, призванных формировать у человека системы качеств или каких-либо кон-
кретных качеств (например, воспитание творческой активности). Именно об этом
писал в свое время А.В. Луначарский: «...педагогический процесс... – это тоже
трудовой процесс, и поэтому надо знать, к чему ты идешь, и что ты хочешь сде-
лать из своего материала. Если золотых дел мастер испортит золото, можно пере-
лить. Если портятся драгоценные камни, они идут на брак. Но и самый большой
55 См. подробнее: Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспи-
тания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. – М.: ТЦ «Сфера, 2003. – 160 с.
56 Амонашвили Ш. А. Единство цели. – С. 3, 133.
57 Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. – С. 250.
30