Page 30 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 30
и относительно целей самого ребенка, связанных с удовлетворением актуальных
потребностей личности.54
Важно отметить, что воспитательная система образовательного учреждения
не может быть идеально упорядоченной, унифицированной и созданной «на веки
вечные», в этом случае она обречена на гибель. Необходимо понимать, что ее
жизнь заключается в изменении, развитии, новой перспективе. Ее саморазвитию
способствует правильное соотношений традиций и новаций, опора на педагогиче-
ские кадры, «выращенные» самим образовательным учреждением, использование
творческого потенциала всех членов педагогического и ученического коллектива,
а также родителей и других субъектов, вступающих в отношения с образователь-
ным учреждением.
Критериально-диагностический аппарат оценки состояния и результатив-
ности функционирования воспитательной системы может быть построен на осно-
ве двух групп критериев с условными названиями: «критерии факта» и «критерии
качества». Первая группа позволяет ответить на вопрос есть ли в данной школе
воспитательная система или ее нет: а вторая помогает сформировать представле-
ния на уровне развития воспитательной системы и ее эффективности.
I группа – критерии факта.
1) упорядоченность жизнедеятельности школы:
соответствие содержания, объема и характера воспитательной работы
возможностям и условиям данной школы;
разумное размещение во времени и пространстве всех целенаправлен-
ных воспитательных воздействий;
скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий, их
педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность;
согласованность планов и действий всех коллективов, организаций и
объединений, работающих в школе;
связь учебной и внеучебной деятельности школьников и учителей;
четкий ритм и разумная организация школьной жизни.
2) наличие сложившегося единого школьного коллектива:
сплоченность школы «по вертикали»;
устойчивые межвозрастные связи и общение;
педагогический коллектив – союз единомышленников, воспитателей-
профессионалов, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству;
высоко развитое коллективное самосознание, «чувство школы» в уче-
нической среде;
выстроенность жизни всего коллектива школы по выработанным им са-
мим законам, правилам, привычкам, традициям.
3) интегрированность воспитательных воздействий в комплексы:
54 См.: Гребенюк О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики. – М.: Владос, 2003. –
С. 49; Педагогический энциклопедический словарь. – С. 44.
29