Page 29 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 29

 воспитательный процесс – деятельность взрослых и детей, направлен-
ную на реализацию целей, эффективность которой зависит в том числе от ее орга-
низации (оптимальное использование материальной базы, которой располагает
школа, возможности окружающей школу среды; действенность используемых
стимулов, развитие инициативы и активности школьников);

         сеть отношений, складывающуюся между участниками этой деятельности;
         воспитательные центры (школьный музей, оранжерея, учебные кабине-
ты и др.);
         материальную базу школы, под которой подразумевается не поражаю-
щие воображение помещения и самые современные технические средства, а ак-
тивное участие педагогов и школьников в создании, совершенствовании и рацио-
нальном использовании такой базы;
         часть окружающей школу среды, которая освоена ею в процессе реали-
зации принятых целей;
         блок управления, обеспечивающий интеграцию компонентов в целост-
ную систему и развитие этой системы.
        Л.И. Новикова сравнивает воспитательный процесс с производственным,
где существуют определенный заказ, система управления, планы, необходимая
материальная база и многое другое, однако, в отличие от производства, в школе
не могут планироваться «допуски», процент брака, «продукция второго сорта».
Важную особенность целеполагания воспитательной системы составляет то, что
цель не столько в продукте (создание системы), сколько в субъекте (в ребенке, в
педагоге). Каждый ребенок ценен как индивидуальность, и в воспитании его не-
допустима никакая нивелировка. При этом каждый ребенок – не только объект и
результат педагогических воздействий взрослых, но и субъект собственного раз-
вития, ибо ему свойственны процессы самовыражения и самоутверждения, само-
воспитания и самообразования, саморегулировки поведения. Объединяющие де-
тей общности (коллективы, группы) в силу свойственных им внутренних процес-
сов самоорганизации, саморегуляции и самоуправления оказывают самое непо-
средственное влияние на школьников, на процесс их воспитания.53
        Об этом же пишут авторы учебника по педагогике О.С. Гребенюк и
М.И. Рожков, которые определяют воспитательную систему как комплекс вос-
питательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной дея-
тельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенную среду и
управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной
системы. Это социально-педагогический объект, упорядоченный не только отно-
сительно собственно педагогических целей, связанных с воспитанием ребенка, но

53 См. подробнее: Воспитательная система школы: проблемы и поиски / под ред.
Л. И. Новиковой. – М.: Знание, 1989; Новикова Л. И. Педагогика воспитание: Избр. пед.
труды. – М., 2009; Управление воспитательной системой школы. – С. 9.

                                               28
   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34