Page 28 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 28
ности образовательного учреждения по реализации поставленных государством и
обществом задач.
2.1. Понятие «воспитательная система»
В течение 9–11 лет ребенок находится в стенах общеобразовательного уч-
реждения, в котором осуществляется педагогически управляемый процесс приоб-
щения подрастающего поколения к неуклонно повышающемуся уровню общест-
венной культуры, развитие индивидуальных творческих способностей и дарова-
ний детей, интеграция многообразных влияний семьи, улицы, внешкольных учре-
ждений, СМИ. Именно поэтому важно рассмотрение понятия «воспитательная
система» как комплекса взаимосвязанных компонентов (материального и идеаль-
ного, объективного и субъективного, эмоционального и рационального характера),
являющегося, в свою очередь, подсистемой в рамках более широкой системы го-
сударственного воспитания.
Понятие «воспитательная система» введено в научный оборот коллективом
под руководством академика РАО Л.И. Новиковой и интегрирует психолого-
педагогическую (влияние на обучающихся через учителей, уроки, учебники, до-
машние задания, классные часы) и социально-педагогическую (включенность в
социальную среду через те отношения, которые складываются между детьми, пе-
дагогами, родителями, друзьями школы; психологический климат в коллективе,
позволяющий объединить детей и взрослых в рамках конкретного учебного заве-
дения и т.д.) системы. По мнению Л.И. Новиковой и ее коллег, воспитательная
система школы – явление и не стихийное, и не декларируемое извне, а явление,
управляемое изнутри посредством педагогического руководства, самоуправления
и саморегуляции. Она включает несколько подсистем:
исходную концепцию – педагогическое кредо ее автора (или авторов),
являющееся основанием для вычленения реализуемого педагогами блока целей;
блок воспитательных целей и задач, реализация которых связана с при-
общением школьников к определенному уровню общественной культуры (мате-
риальной, интеллектуальной, нравственной, эстетической, физической), с разви-
тием творческой индивидуальности каждого ребенка, выявлением его задатков и
созданием условий для его развития;
общность людей (взрослых и детей), реализующих поставленные цели и
задачи (учителя, объединенные в педагогический коллектив школы, непосредст-
венно участвующий в воспитательном процессе и управляющий им с помощью
различного рода воздействий; функционирующие в рамках школы общешколь-
ный и первичные ученические коллективы, влияющие на процесс развития своих
членов и целенаправленно используемые педагогами в качестве инструментов
воспитания; каждый отдельный ребенок, не только являющийся субъектом собст-
венного развития, но и влияющий как на коллектив сверстников, так и на педаго-
гов, и на воспитательные акции;
27