Page 27 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 27
2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ И ВСЕ, ЧТО С НЕЙ СВЯЗАНО
Суть нашей «Дидактики» заключается в том, чтобы
отыскать способ, с помощью которого учителя мень-
ше бы учили, а ученики при этом научились бы больше-
му; чтобы в школах не царил бы крик, чувство омерзе-
ния и тщетности усилий, но, напротив, был бы покой,
удовлетворенность успехами.
Я.А. Коменский (1592–1670), чешский педагог
Я не против индивидуального подхода, но я считаю,
что решающим в деле воспитания... является не метод
отдельного учителя и даже не метод целой школы, а
организация школы, коллектива и организация воспи-
тательного процесса.
А.С. Макаренко (1888–1939),
советский педагог и писатель
В декабре 2012 г. в общеобразовательные учреждения Российской Федера-
ции поступила в качестве рекомендации Программа развития воспитательной
компоненты в общеобразовательной школе, авторы которой отмечали, что дли-
тельный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только
организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к
содержанию феномена воспитания в современной школе, и под воспитанием в
общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для
развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки
к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов,
родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач. В доку-
менте отмечено, что воспитательная компонента в деятельности общеобразова-
тельного учреждения становится самостоятельным направлением, которое осно-
вывается на ряде принципов и отвечает за формирование воспитательной систе-
мы, воспитывающей среды, воспитательного потенциала обучения, воспитатель-
ной деятельности и т.д. В Стратегии развития воспитания в Российской Федера-
ции до 2025 г. (2015) речь идет об обновлении воспитательного процесса в систе-
ме общего и дополнительного образования на основе оптимального сочетания
отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, куль-
турно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации
развития ребенка (см. раздел 3.2.1).
В данном разделе пособия автор рассматривает ключевые понятия, свя-
занные с воспитанием (воспитательная система, воспитательный процесс, воспи-
тательное мероприятие и др.), необходимые для выстраивания системы деятель-
26