Page 26 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 26
Классификация Результат воспитания
дагогика авторитета, по его мнению, как раз основывается
демократическое на уважении, доверии и даже любви питомца к воспитате-
(коллективное, лю, признании его несомненного нравственно-
коллегиальное); интеллектуального превосходства51
руководитель
управляет группой самостоятельность
совместно с ее инициативность
членами, предос-
тавляя им доста- ответственность
точную свободу
действий, разре- активность
шая обсуждение и
критику своих дружелюбие, терпимость
действий, всяче-
ски поддерживая способность и готовность к выполнению важных со-
их инициативу в циальных ролей
делах группы)
либеральное активное участие в деятельности органов ученическо-
(анархическое, го самоуправления, разработке и реализации социальных
попустительское); проектов
отстраненность
педагога от руко- проявление всех своих способностей и талантов
водства группой, приобретение навыков целеполагания, планирования,
принятие на себя осознанной деятельности
роли равноправно-
го члена группы, умение давать оценку действиям других и самому
предоставление ее себе
участникам полной
свободы действий негативные: импульсивные действия, недисциплини-
рованность детей, невозможность решить поставленные
задачи.
По данным ряда психологических исследований, либе-
ральный стиль дает наихудшие результаты групповой
деятельности.52
Вместе с тем, существует мнение, что при таком стиле
руководства дети приобретают собственный опыт, актив-
ное отношение к жизни, культуре, образовательно-
познавательной деятельности, развивают потребности в
самообразовании и самовоспитании
51 См. подробнее: Богуславкий М. В. Авторитарная педагогика – педагогика авторитета //
Директор школы. – 2002. – № 5. – С. 25–28.
52 Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и роди-
телей. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С. 247.
25