Page 26 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 26

Классификация                               Результат воспитания
                   дагогика авторитета, по его мнению, как раз основывается
демократическое    на уважении, доверии и даже любви питомца к воспитате-
(коллективное,     лю, признании его несомненного нравственно-
коллегиальное);    интеллектуального превосходства51
руководитель
управляет группой   самостоятельность
совместно с ее      инициативность
членами, предос-
тавляя им доста-    ответственность
точную свободу
действий, разре-    активность
шая обсуждение и
критику своих       дружелюбие, терпимость
действий, всяче-
ски поддерживая     способность и готовность к выполнению важных со-
их инициативу в    циальных ролей
делах группы)
либеральное         активное участие в деятельности органов ученическо-
(анархическое,     го самоуправления, разработке и реализации социальных
попустительское);  проектов
отстраненность
педагога от руко-   проявление всех своих способностей и талантов
водства группой,    приобретение навыков целеполагания, планирования,
принятие на себя   осознанной деятельности
роли равноправно-
го члена группы,    умение давать оценку действиям других и самому
предоставление ее  себе
участникам полной
свободы действий    негативные: импульсивные действия, недисциплини-
                   рованность детей, невозможность решить поставленные
                   задачи.
                   По данным ряда психологических исследований, либе-
                   ральный стиль дает наихудшие результаты групповой
                   деятельности.52
                   Вместе с тем, существует мнение, что при таком стиле
                   руководства дети приобретают собственный опыт, актив-
                   ное отношение к жизни, культуре, образовательно-
                   познавательной деятельности, развивают потребности в
                   самообразовании и самовоспитании

51 См. подробнее: Богуславкий М. В. Авторитарная педагогика – педагогика авторитета //
Директор школы. – 2002. – № 5. – С. 25–28.
52 Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и роди-
телей. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С. 247.

                                               25
   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31