Page 25 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 25
Классификация Результат воспитания
По институциональным признакам
семейное взаимодействие старших членов семьи с младшими на
основе любви и уважения личного достоинства, психоло-
го-педагогическая поддержка членов семьи
религиозное позитивное отношение к религиозным ценностям и
нормам, приобретение опыта милосердия и благотвори-
тельности, гармонизация духовного мира верующего че-
ловека
социальное активное приспособление человека к социальным ро-
лям, нормативным установка и образцам социального
проявления, умение выстраивать систему отношений с
другими индивидами, социальными группами и общест-
вом в целом
диссоциальное отсутствие свободы или ее иллюзорность в выборе
конкретных форм поведения, норм и ценностей, антисо-
циальное сознание и поведение
По характеру отношений участников
субъект-объектное целенаправленное воздействие старших поколений на
младшие
субъект-субъектно- взаимодействие старших и младших при руководящей
объектное
роли старших
субъект- равноправное участие детей и взрослых в процессе
субъектное взаимодействия
По доминирующим принципам и стилю отношений
воспитателей и воспитуемых
авторитарное конфронтация между взрослыми и детьми
(жесткая центра- агрессия по отношению к педагогу, с одной стороны,
лизация педагогом пассивность, с другой стороны
своих управленче-
ских функций, безответственность детей
подчинение стар-
шими младших, склонность детей к конформизму
пресечение ини- Опыт А.С. Макаренко и некоторых других педагогов по-
циативы с их сто- казывает, что элементы авторитарного стиля могут быть
роны, жесткие применены на начальном этапе создания коллектива, осо-
требования к вос- бенно состоящего из «трудных детей».
питуемым, пол- М.В. Богуславский считает неверным считать, что автори-
ный контроль за тарная педагогика построена на действиях жесткого и
их поведением, «недалекого» учителя (в силу своих негативных личност-
интересами и даже ных качеств, недостаточного воспитания или несложив-
желаниями) шейся жизни он постоянно применяет к своим несчаст-
ным воспитанникам весь арсенал педагогического наси-
лия), строящего свой авторитет на страхе. Настоящая пе-
24