Page 25 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 25

Классификация                      Результат воспитания

                   По институциональным признакам

семейное            взаимодействие старших членов семьи с младшими на

                   основе любви и уважения личного достоинства, психоло-

                   го-педагогическая поддержка членов семьи

религиозное         позитивное отношение к религиозным ценностям и

                   нормам, приобретение опыта милосердия и благотвори-

                   тельности, гармонизация духовного мира верующего че-

                   ловека

социальное          активное приспособление человека к социальным ро-

                   лям, нормативным установка и образцам социального

                   проявления, умение выстраивать систему отношений с

                   другими индивидами, социальными группами и общест-

                   вом в целом

диссоциальное       отсутствие свободы или ее иллюзорность в выборе

                   конкретных форм поведения, норм и ценностей, антисо-

                   циальное сознание и поведение

                   По характеру отношений участников

субъект-объектное  целенаправленное воздействие старших поколений на

                   младшие

субъект-субъектно-  взаимодействие старших и младших при руководящей
объектное
                   роли старших

субъект-            равноправное участие детей и взрослых в процессе

субъектное         взаимодействия

             По доминирующим принципам и стилю отношений

                   воспитателей и воспитуемых

авторитарное        конфронтация между взрослыми и детьми

(жесткая центра-    агрессия по отношению к педагогу, с одной стороны,
лизация педагогом  пассивность, с другой стороны
своих управленче-
ских функций,       безответственность детей
подчинение стар-
шими младших,       склонность детей к конформизму
пресечение ини-    Опыт А.С. Макаренко и некоторых других педагогов по-
циативы с их сто-  казывает, что элементы авторитарного стиля могут быть
роны, жесткие      применены на начальном этапе создания коллектива, осо-
требования к вос-  бенно состоящего из «трудных детей».
питуемым, пол-     М.В. Богуславский считает неверным считать, что автори-
ный контроль за    тарная педагогика построена на действиях жесткого и
их поведением,     «недалекого» учителя (в силу своих негативных личност-
интересами и даже  ных качеств, недостаточного воспитания или несложив-
желаниями)         шейся жизни он постоянно применяет к своим несчаст-
                   ным воспитанникам весь арсенал педагогического наси-
                   лия), строящего свой авторитет на страхе. Настоящая пе-

                                   24
   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30