Page 22 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 22

бенка. В приведенной ниже таблице собрано максимальное количество типов
(видов) воспитания. Многие из них близки друг другу по определенным пози-
циям, и выбор содержательных линий воспитания – это право образовательного
учреждения, классного руководителя, детей и других участников образователь-
ных отношений.

                                                                 Таблица 2

             Основные классификации типов (видов) воспитания 49

Классификация                      Результат воспитания

                  По содержанию воспитания

гражданское        правовая и политическая культура, осознание и го-

                  товность к выполнению гражданских обязанностей, ак-

                  тивная созидательная деятельность на благо Отечества,

                  гражданского общества

духовное           ценностное отношение к жизни, обеспечивающее ус-

                  тойчивое и гармоничное развитие человека; чувство дол-

                  га, справедливости, искренности, ответственности и дру-

                  гих качеств, способных придать высший смысл делам и

                  мыслям человека

здоровьесберега-   ценностно-ориентированные установки на здоровье и
ющее50            здоровый образ жизни как неотъемлемые части жизнен-

                  ных ценностей и общекультурного мировоззрения

интернациональное  интернационализм как устойчивое убеждение, при-

                  общение детей и молодежи к интернационалистским цен-

                  ностям, уважительное отношение к другим странам и на-

49 Составлено на основании: Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике (междисципли-
нарный). – С. 39–43; Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. – С. 177, 178, 181;
Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополни-
тельного образования: содержание, направления, методы, формы: Методическое пособие
для педагогов. – Екатеринбург: ООО «Школьный формат», 2016. – С. 19, 25; Педагогиче-
ский энциклопедический словарь. – С. 10, 255; Программа развития воспитательной ком-
поненты в общеобразовательных учреждениях (2012); Психологический словарь / Под ред.
В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагоги-
ческой психологии Академии пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – С. 8, 176.
50 Ранее широко употреблялося термин «валеологическое воспитание», «валеология». Тер-
мин «валеология» введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских
наук И. И. Брехманом. Валеология (от одного из значений лат. valeo – «быть здоровым») –
«общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравст-
венному и духовному здоровью человека. Подверглась критике со стороны академической
науки и со стороны церкви; причисляется некоторыми специалистами к «альтернативным
и маргинальням парамедицинским ретроградным течениям». Ввиду спорности «термина» в
методическом пособие используется словосочетание «здоровьесберегающее воспитание».

                                               21
   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27