Page 22 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 22
бенка. В приведенной ниже таблице собрано максимальное количество типов
(видов) воспитания. Многие из них близки друг другу по определенным пози-
циям, и выбор содержательных линий воспитания – это право образовательного
учреждения, классного руководителя, детей и других участников образователь-
ных отношений.
Таблица 2
Основные классификации типов (видов) воспитания 49
Классификация Результат воспитания
По содержанию воспитания
гражданское правовая и политическая культура, осознание и го-
товность к выполнению гражданских обязанностей, ак-
тивная созидательная деятельность на благо Отечества,
гражданского общества
духовное ценностное отношение к жизни, обеспечивающее ус-
тойчивое и гармоничное развитие человека; чувство дол-
га, справедливости, искренности, ответственности и дру-
гих качеств, способных придать высший смысл делам и
мыслям человека
здоровьесберега- ценностно-ориентированные установки на здоровье и
ющее50 здоровый образ жизни как неотъемлемые части жизнен-
ных ценностей и общекультурного мировоззрения
интернациональное интернационализм как устойчивое убеждение, при-
общение детей и молодежи к интернационалистским цен-
ностям, уважительное отношение к другим странам и на-
49 Составлено на основании: Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике (междисципли-
нарный). – С. 39–43; Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. – С. 177, 178, 181;
Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополни-
тельного образования: содержание, направления, методы, формы: Методическое пособие
для педагогов. – Екатеринбург: ООО «Школьный формат», 2016. – С. 19, 25; Педагогиче-
ский энциклопедический словарь. – С. 10, 255; Программа развития воспитательной ком-
поненты в общеобразовательных учреждениях (2012); Психологический словарь / Под ред.
В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагоги-
ческой психологии Академии пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – С. 8, 176.
50 Ранее широко употреблялося термин «валеологическое воспитание», «валеология». Тер-
мин «валеология» введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских
наук И. И. Брехманом. Валеология (от одного из значений лат. valeo – «быть здоровым») –
«общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравст-
венному и духовному здоровью человека. Подверглась критике со стороны академической
науки и со стороны церкви; причисляется некоторыми специалистами к «альтернативным
и маргинальням парамедицинским ретроградным течениям». Ввиду спорности «термина» в
методическом пособие используется словосочетание «здоровьесберегающее воспитание».
21