Page 21 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 21
воспитание распространялось от элитарных слоев общества к более
низшим и охватывало все большее количество возрастных групп (от детей до
взрослых);
в процессе социального воспитания выделились его составляющие: сна-
чала обучение, а затем образование;
появилось коррекционное воспитание;
сложилось диссоциальное воспитание, осуществляемое в криминальных
и тоталитарных, политических и квазирелигиозных сообществах;
менялись задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания;
росло значение воспитания, которое стало особой функцией государства
и превратилось в социальный институт.48
В общественной жизни воспитание как социальный институт выполняет
определенные функции, к которым можно отнести следующие:
создание условий для относительно целенаправленного взращивания и
развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей, которые мо-
гут быть реализованы в процессе воспитания;
подготовка необходимого для функционирования и устойчивого разви-
тия общества «человеческого капитала», способного и готового к горизонтальной
и вертикальной социальной мобильности;
обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию
культуры и содействие ее преемственности и обновлению;
способствование интеграции стремлений, действий и отношений членов
общества и относительной гармонизации интересов половозрастных, социально-
профессиональных и этноконфессиональных групп (что является предпосылками
и условиями внутренней сплоченности общества);
социальная и духовно-ценностная селекция членов общества;
адаптация членов общества к меняющейся социальной ситуации.
1.4. Классификации типов (видов) воспитания
Содержание и направленность воспитательного процесса зависят от многих
составляющих. Исходя из предложенных определений понятия «воспитание»,
можно говорить о классификации воспитания по целому ряду оснований
(см. Таблица 2).
Самый широкий спектр позиций собран нами на основании содержания
(направлений) воспитания, актуальных в различные исторические эпохи. К
примеру, в 1920–1930-е гг. особое внимание в нашей стране уделялось трудово-
му, в 1940-е гг. – патриотическому, в 1970-е гг. – интернациональному и духов-
но-нравственному воспитанию и т.д. В законе «Об образовании в Российской
Федерации» (2012) приоритетными названы интеллектуальное, духовно-
нравственное, творческое, физическое и (или) профессиональное развитие ре-
48 Мудрик А. А. Общение в процессе воспитания. – С. 168–169.
20