Page 20 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 20
Одной из форм социализации, по существу, является воспитание, которое,
в отличие от процесса социализации – процесса непрерывного, происходящего в
течение всей жизни, является процессом дискретным (прерывным), так как, буду-
чи планомерным, осуществляется в определенных организациях, то есть ограни-
чено местом и временем. Воспитание становится относительно автономным в
процессе социализации на определенном этапе развития общества, когда оно ста-
новится настолько сложным, что требует специальной деятельности по подготов-
ке подрастающих поколений к жизни в социуме.
1.3. Воспитание как социальный институт
Социальный институт – относительно устойчивая форма организации со-
циальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений общества.
Основные функции социального института:
создание возможности членам этого института удовлетворять свои по-
требности и интересы;
регулирование действий членов общества в рамках социальных отно-
шений;
обеспечение устойчивой общественной жизни;
обеспечение интеграции, стремлений, действий и интересов индивидов;
осуществление социального контроля.
Каждый социальный институт обладает набором специфических социаль-
ных норм, регулирующих соответствующие типы поведения, интегрирован в со-
циально-политическую, идеологическую, ценностную структуру общества, обла-
дает определенным набором материальных средств и условий, обеспечивающих
успешное выполнение нормативных предложений и осуществления социального
контроля.47 Социальный институт удовлетворяет определенные потребности об-
щества: в воспроизводстве рода (институт семьи и брака); в безопасности и по-
рядке (государство); в добывании средств существования (производство); в пере-
даче знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного об-
разования); в культурном росте (кино, театр, музеи); в решении духовных про-
блем (институт религии) и др.
По мнению А.А. Мудрика, воспитание – важнейший социальный институт,
развивающийся феномен, возникший на определенном этапе развития общества и
автономизировавшийся от процесса социализации. В ходе исторического разви-
тия происходили множественные его изменения, выраженные в следующем:
воспитание дифференцировалось на семейное, религиозное и социаль-
ное, роль, значение и соотношение которых не являлось неизменным;
47 Новейший социологический словарь / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко,
Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2010. – С. 993.
19