Page 237 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 237
очень часто при выборе детьми жизненной траектории доминируют ав-
торитарные взрослые, нарушающие разумное равновесие между свободным раз-
витием ребенка и педагогическим руководством этим развитием;
одновременно с этим многие взрослые отстраняются от данной пробле-
мы и дают детям «свободу выбора», что выражается в анархическом разгуле дет-
ской активности, и дети по своему выбору, без учета мнения взрослых, «идут в
профессии», престижные и денежные, но к которым не имеют склонности и та-
ланта;
взрослые зачастую дают детям неверное представление о своей или зна-
комой профессии, культивируя у ребенка «аморальное» отношение к будущей
профессии (к примеру, что там легко работать или можно незаконным путем по-
лучать «левые» деньги);
на рынке труда существует огромное количество профессий, однако
информация о них скудна; чаще всего средства массовой информации (печать,
кино, радио, телевидение) культивируют одни и те же (адвокат, бизнесмен, чи-
новник) и принижают и обесценивают тем самым «нестатусные» профессии;
уничтожение системы профтехобразования; во многих современных
словарях даже не упоминаются такие профессии, как токарь, ткачиха и др.;
с введением ЕГЭ во многих случаях выбор вуза а, следовательно, и
профессии зависит от количества полученных баллов, а не от желания выпускни-
ка школы получить профессию, которая ему нравится;
в настоящее время сохраняется стереотип о «высших», полученных в
результате высшего образования, и «низших», приобретенных в период обучения
в средних специальных учреждениях, профессиях, хотя статус многих современ-
ных профессий (кулинар, шеф-повар и др.) гораздо выше, чем учитель или врач.
По мнению профессора Е.А. Климова, педагог – представитель общества в
школе, и если он уклоняется от руководства развитием детей как будущих субъ-
ектов профессионального труда и отдает этот важный процесс воле случая, то это
означает уклонение педагога от профессиональной ответственности перед обще-
ством, народом.188
Принципы педагогического руководства профессиональным самоопределе-
нием:
равно уважать разные виды труда (не следует воспитывать любовь к од-
ной профессии за счет обесценения других видов труда, ведь одни профессии мо-
гут быть «высшими» по уровню практических умений работников, а другие – по
уровню теоретической подготовки);
культивировать представления о полной психологической структуре
труда при характеристике, пропаганде, рекламе любой профессии (о его ценности
для человека и общества, о необходимости волевых усилий для достижения самой
188 Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ.
высш. пед. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. –
С. 7. – 304 с.
236