Page 236 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 236
отсутствие трудовой обстановки в семье, когда у членов семьи нет сво-
их домашних обязанностей, детский труд не поощряется и т.д.
затрудненное представление ребенка о своем месте в жизни, будущей
профессии;
отсутствие контроля со стороны воспитателей; или, наоборот, постоян-
ный контроль;
негативное влияние друзей, которые решили не учиться в старших клас-
сах и не определились с будущей профессией;
подверженность влиянию деструктивных сверстников, которые назы-
вают старательных детей «маменькими сынками», «карьеристами» «зубрилами»;
и др.;
В связи с этим взрослым (родителям и педагогам) важно понимать, что для
преодоления тяжести труда в мире взрослых ребенка нужно с малолетства при-
учать к посильным видам трудовой деятельности, обнаруживать и развивать его
природные задатки; физическое развитие человека, требующее больших усилий,
необходимо и для людей умственного труда для повышения их работоспособно-
сти; необходимо включать детей в самостоятельную учебную деятельность, в хо-
де которой они приобретали определенные навыки и получали радостных для них
результат; необходимо говорить о воспитании волевых качеств, о необходимости
бороться с «плохим настроением» и т.д.
Понятие «профессиональное самоопределение» можно рассматривать в уз-
ком и широком смыслах. В узком смысле – это выбор профессионального трудо-
вого пути, в широком смысле – деятельность человека, обретающая то или иное
содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда. Последнее
включает в себя и формирование моральной зрелости, ибо выбор профессии дол-
жен опираться не только на расчет, логически («вычислительные»), но и на мо-
ральные основания, доводы.187
Необозримое множество профессий в современно мире делает выбор сфе-
ры трудовой деятельности очень сложным, ведь выбранная наобум или из сооб-
ражений престижности профессия может стать постылой на многие годы. Именно
поэтому детям необходима информационная поддержка, благодаря которой у них
могут сформироваться ясные, расчлененные, упорядоченные представления о
«созданной для него» и необходимой для него профессии. Задача взрослых, преж-
де всего родителей и педагогов, - занять позицию советчика, наставника, путево-
дителя и помочь молодым людям правильно выбрать свой трудовой путь. На этом
пути существует целый ряд препятствий, вследствие которых молодой человек
может приобрести профессию, которая не соответствует его желаниям:
187 Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ.
высш. пед. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 26,
27, 55.
235