Page 235 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 235
Формирование человека как субъекта труда – трудный и многолетний про-
цесс, который начинается в дошкольном возрасте и продолжается всю жизнь. На
выходе же из школы итогом педагогического руководства профессиональным
самоопределением ребенка должна быть его готовность к выбору профессии, об-
думыванию, придумыванию, проектированию вариантов профессиональных жиз-
ненный путей, а итогом самоопределения самого выпускника – личный профес-
сиональный жизненный план, отчетливое сознание того, что это «мой личный
выбор», «я сам» его сделал.
Отметим несколько моментов, актуализирующих проблему трудового вос-
питания детей и молодежи:
во всем мире в настоящее время стоит проблема обеспечения экономик
свободным творческим и высокоэффективным трудом (без этого невозможно по-
вышение эффективности производства даже при условии использования совре-
менных технологий, робототехники и др.), однако во многих странах люди стали
больше уделять внимания досугу в ущерб производству;
по мнению ученых, трудовая и учебная деятельность необходимы для
психического и физического развития человека, а трудотерапия является в нашей
стране одной из трех реабилитационных специальностей, признанной в системе
государственного здравоохранения (наряду с физиотерапией и речевой терапией);
лишенный трудолюбия выпускник общеобразовательного учреждения
столкнется с целым рядом проблем, не будучи адаптированным к миру взрослых
и самостоятельной жизни;
отсутствие у ребенка потребности в посильном систематическом труде
лишает его радости жизни и нередко приводит к деградации личности.
В русле разговора о воспитании для нас важно, что труд – это умственная
или физическая деятельность, требующая определенных усилий и направленная
на получение какого-либо продукта, произведения труда. Таким продуктом может
быть прочитанная учащимся книга, решенная задача, выпущенная газета, выпол-
ненная проектная работа, собранная макулатура и т.д. Вместе с тем реалии совре-
менности показывают неготовность детей к систематическому, в том числе обще-
ственно-полезному, труду, профессиональному выбору, причинами чего является:
отрицательное влияние окружающей среды, в том числе СМИ, сверст-
ников;
пренебрежение к профессиям, за которые мало платят, и нежелание ид-
ти в эти профессии;
отрицательное влияние чрезвычайно заботливых родителей, которые
полагают, что до начала самостоятельной трудовой жизни дети должны жить без
хлопот;
отсутствие целенаправленной работы по подготовке детей к учебной
деятельности: непривитие навыков усидчивости, самостоятельной работы;
сложившееся в последние десятилетия пренебрежительное отношение
взрослых, а, следовательно, и их детей к физическому труду; нацеленность боль-
шинства выпускников школы на «интеллигентные» профессии;
234